http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Гастроли Печать Email

Им рукоплещет мир…

 

2002г. ≪Вайнах≫ покорил Францию спустя 190 лет после взятия Москвы Наполеоном

Х. Борхаджиев:

- Из Франции вернулся Государственный ансамбль танца «Вайнах», который в течение 45 дней принимал участие сразу в  нескольких международных фестивалях. Однозначно можно сказать, что наш именитый коллектив буквально произвел фурор. «Вайнах», как самый популярный ансамбль, все фестивальные программы выступал последним, ставя окончательный знак восклицания на выступлениях самобытных коллективов из многих стран мира.

Д. А. Музакаев:

- Все началось с того, что известный французский деятель культуры Кристиан Гранже, организатор фестиваля, очень хотел видеть среди участников чеченский профессиональный танцевальный коллектив. Данный форум обещал вылиться в грандиозный танцевальный смотр, хотя официально и лишенный конкурсной основы. И сюда должны были съехаться многие известные профессиональные коллективы.

...Мы не предполагали, что нам придется работать в столь напряженном и насыщенном графике. Первоначально виды были на один Монгвиен, а участвовать пришлось в шести фестивалях сразу (!). Увидев выступление на первом и основном форуме, с нами заключались новые контракты на участие в мероприятиях подобного рода в других городах Франции. Ажиотаж вокруг профессионального ансамбля танца из Чечни был велик: с нами хотели заключить контракты во многих уголках этой страны...

...Нас первым встретил Распарден, небольшой город на севере страны. Там  мы остановились, согласно программе,  в разных семьях, встретивших нас очень тепло и дружелюбно. Наш первый концерт вне рамок фестиваля в этом  городе прошел с огромным успехом. Мы сразу привлекли к себе внимание, для чего хорошо постарались многие СМИ. Газеты выходили с большими аншлагами типа: «Чеченцы взяли Распарден без единого выстрела...» Это надо было видеть, как они нас приветствовали. На второй день хозяева никак не хотели нас отпускать. Организовали для нас незапланированный второй обед. Такие чистые, не испорченные дешевой идеологической пропагандой люди... Как они плакали в момент нашего расставания... Был такой трогательный момент. На площадке нас, наконец, отпустили, мы сели в автобус, отъехали поодаль, чтобы развернуться, а они нам дорогу преградили, чтобы растянуть церемонию прощания. И снова слезы, и снова объятия...

...Мы участвовали в шести фестивалях, и всегда нам отводились самые престижные номера под занавес форумов. Зрители на трибунах приветствовали нас стоя, устраивая продолжительные овации и сопровождая все это топотом ног (по местным понятиям - выражение сверхэмоций, крайняя форма приветствия). Вне фестивальной  программы мы давали еще сольные концерты по заявкам местных зрителей. Нагрузки были колоссальные, мы не знали отдыха. Ребята вкалывали от души, видя огромное признание французской публикой нашего искусства. Из 45 дней, проведенных во Франции,  мы отдыхали только три дня, а остальное время - 20 концертов по полной программе, 18 - по усеченной (часовой концерт без антракта), плюс 10 концертов по фестивальному сценарию, прибавьте сюда шесть номеров на открытии и столько же на закрытии. В среднем, получается чуть ли не по 2 концерта в день. Это чудовищные нагрузки, если брать в расчет, что мы участвовали еще и в театрализованных шествиях в городах, фестивальных центрах, где на каждой площади приходилось останавливаться и показывать свое мастерство уличной публике в течение четверти часа.

Во всех городах, где проводились фестивальные  мероприятия, нас официально встречали на уровне местных мэрий, гостям оказывали самые высокие почести. Слава Богу, что мы предусмотрели это и взяли с собой солидные подарки: сувенирные сабли и инкрустированные турьи рога. Они оказались как нельзя кстати, поскольку и организаторы фестивалей, и местные власти считали за честь получить от нас оригинальные сувениры. И еще. Всем очень понравились костюмы наших артистов, особенно женские. Я горд тем, что они были сшиты по моим эскизам, поскольку наши финансовые возможности были ограничены, мне пришлось взять на себя функции художника-модельера. Мы действительно на моих  работах сэкономили большие деньги, а теперь выясняется, что эскизы были выполнены и на высоком уровне.

Французы были поражены увиденным: коллектив, работающий в условиях войны, на поверку выглядел самым красивым, задорным, привлекательным. «У вас же там идет война, а на вас посмотришь - всегда жизнерадостны, приветливы», - недоумевали местные жители. Мы им отвечали, что артисты не имеют права скисать из-за неустроенности жизни, они должны служить примером для всех, эталоном несгибаемости духа, а главное, вселять в людей веру и надежду на благополучное завтра.

Был такой трогательный момент. Пока фестиваль набирал обороты, выяснилось, что главный его организатор тяжело заболел. На наш концерт его забирали из больницы из-под капельницы. Он практически был нетранспортабельным: сидел в инвалидной коляске возле первого ряда и со смешанным чувством грусти и восторга наблюдал за происходящим на сцене... Я, в знак особого уважения, подарил этому человеку символический подарок - большую саблю.

И еще один раз он буквально заставил врачей организовать визит к чеченским артистам на церемонию шествия по главному  проспекту города Монгвиен. Все участники проходили мимо него и приветствовали этого мужественного человека.

Когда наша делегация поравнялась с ним, ребята остановились, и я дал команду станцевать наш самый зажигательный мужской танец. Трудно передать словами, что творилось на этой площади в тот момент... Потом, когда мы приехали в Москву,  на столе у замдиректора Фольклорного центра Натальи Петровны Шамшуриной лежала телеграмма-факс от Кристиана Гранже вот такого содержания: «Я тяжело болен, у меня рак печени, и мои дни сочтены. Спасибо Вам за то, что предоставили мне под конец моей жизни возможность поближе познакомиться с чеченскими артистами из ансамбля «Вайнах». Моя самая заветная мечта сбылась, и теперь я уйду в мир иной со спокойной душой...»

Как говорится, ради таких моментов стоит жить, работать и служить искусству...

/Газета «ГУМС», 2002 г./

 

 

2006г. Праздник Согласия

 

В Санкт-Петербурге с 3-го по 5 ноября проходил фестиваль культуры народов России «Единство народов России». Показать национальную хореографию, продемонстрировать свой танцевальный талант в северную столицу приехали творческие коллективы из Татарстана, Калмыкии, Ингушетии, Рязани, Корякского автономного округа и т.д.

По прибытии на место нас ожидал неприятный сюрприз: испортилась погода. Синоптики накануне обещали в эти дни +10о. Ориентируясь на этот фактор, организаторы решили провести фестиваль под открытым небом. На территории Петропавловской крепости сконструировали большую сцену, поставили грим-уборные – в палатках. Была проведена огромная подготовительная работа. Но погода подвела, ударил сильный мороз, пошел снег! Все были в растерянности, потому что не было возможности в короткий срок перенести фестиваль в другое место, то есть в помещение. Артистам балета запрещено работать при температуре ниже +16о . А нашему ансамблю предстояло выступить на сцене под открытым небом в Санкт-Петербурге в мороз, при температуре -13 градусов. Раньше мы и представить себе такое не могли. Я своим артистам сказал: если считаете, что не выдержите, давайте откажемся от участия в концерте, это наше право. Но все решили, что надо выступать.Пришлось выступать в экстремальных условиях. Задача, стоящая перед «Вайнахом», была куда сложнее, чем у других ансамблей. Нашим артистам отводилась ключевая роль в мероприятии. И если другие коллективы выступали 3-5 минут, то чеченский ансамбль был на сцене 15 минут, исполняя красивую хореографическую композицию «Под небом вайнахов». Это очень зрелищный номер. Танцуют 18 пар. Сюжет такой. Девушка встречается у родника с любимым. Во время их трогательного общения появляется соперник и разгорается конфликт. Через некоторое время на сцену выходят группы поддержки конфликтующих сторон, чтобы сражаться на клинках до победного конца. Но в разгар боя выбегает девушка, невольная виновница конфликта, и, сорвав с головы белый платок, бросает его под ноги дерущихся. Так же поступают и другие женщины. И тогда мужчины прекращают сражение, повинуясь вековой традиции. Наше выступление имело такой успех, что организаторы решили сделать его финальным, отменив последующий вокальный номер. Аплодисменты многотысячной восторженной публики поддержал красивый фейерверк. Известная певица, народная артистка России Надежда Крыгина в наплыве чувств подошла, обняла меня и публично заявила: «У этого храма, святого места, где находится усыпальница царей российских, прошу прощения у чеченского народа, который столько настрадался из-за войны!»

Впервые представители Чеченской Республики были приглашены на этот фестиваль в 2002 году. Тогда он проходил летом в Москве, в музее-усадьбе Коломенское (закрытие было в Кремлевском Дворце). Тогдашний хореографический форум получился намного представительнее. В нем участвовали 60 танцевальных коллективов (среди них и недавно возродившийся госансамбль «Вайнах»), которые включали более 3-х тысяч участников. Это был незабываемый праздник.

Последний фестиваль по стечению обстоятельств приобрел политическое значение. И не столько потому, что был приурочен ко Дню согласия. Дело в том, что в Санкт-Петербурге, как известно, довольно активно проявляют себя скинхеды и националисты. Во время фестиваля, в пику его организаторам и участникам, они устроили уличное шествие под лозунгами «Россия – для русских». Вот почему было еще очень важно, несмотря на плохую погоду, все-таки провести этот грандиозный и по идее, и по зрелищности праздник культуры народов России.

А. Вазаева

 

2009г. ≪Вайнах≫ ­ легенда мира ­ готовится к покорению Украины

 

Легендарный чеченский ансамбль танца  «Вайнах»  в  первых  числах октября готовится покорить семь городов Украины. Последнее выступление ансамбля состоялось ещё в 80-х годах прошлого века. Ансамбль  тогда  выступал  в Киевском государственном концертном зале «Украина». Спустя  30 лет, концерты ансамбля с мировым именем и богатой историей пройдут в крупных городах Украины: 7 октября в Донецке, 8 октября в Днепропетровске, 9 октября в Черкассах, 10 октября в Кременчуке, 11 октября в Полтаве, 12 октября в Харькове, и заключительный концерт - 13 октября в Сумах. Данные концерты направлены не на решение каких-то там политических вопросов, «Вайнах», к его чести, в таких мероприятиях никогда не участвовал. Концертные выступления ансамбля нацелены исключительно на пропаганду традиционной культуры чеченского народа, показ  обычаев, традиций  наших  предков. В ноябре 2008 года, когда  ансамбль выступал с концертом в Волгограде, мы имели честь познакомиться с  украинцами, которые, узнав, что ансамбль выступает в Волгограде, сразу же пришли на концерт. Позже выяснилось, что они являлись представителями Полтавского концертного объединения «Интеграл». После знакомства,  прошли переговоры о возможности выступления ансамбля в городах Украины. В феврале 2009 года было принято совместное решение, что необходимо восстанавливать утраченный некогда концертный маршрут. Руководством ансамбля было принято решение о том, что данный гастрольный тур будет иметь своей главной целью ознакомление и пропаганду культуры чеченского народа, а через полгода решено провести концерты в 15-ти городах. Уверен, предстоящие концерты пройдут на высоком и достойном уровне. Исходя из  прошедших выступлений ансамбля на территории России, очень отрадно видеть картину, что большой процент зрителей составляют люди русской национальности, а это и молодёжь, и пожилые, но не меньше наблюдается и представителей других национальностей и вероисповеданий. Это свидетельствует о том, что работа ансамбля идёт в правильном направлении. Согласно установке Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова и министра культуры Чеченской Республики Дикалу Музакаева, каждый выход ансамбля на сцену направлен на сохранение и развитие культурных ценностей, пропаганду мира, добра, единения всех народов, развития дружеских отношений в регионах. Если кто-то и думает, что работать артистом балета очень просто, то он ошибается. Очень часто у артистов бывают травмы, тяжелые долгие переезды, это поистине титанический труд, мало оплачиваемый (во всей стране!), так к тому же и смехотворные суточные, которые выдаются артисту на питание  в день на одного человека в размере 100 рублей. Артисты ансамбля «Вайнах», как лицо своего великого народа, несмотря ни на что, всегда с гордостью представляют Чеченскую Республику. Артисты знают, что их выступления тоже способствуют имиджу чеченского народа, преумножению его доброго имени, распространению по земле информации о его древней и удивительной культуре.

Ансамбль «Вайнах» был и остаётся колыбелью талантов танцевального искусства. Подтверждение тому – Государственная премия Правительства Российской Федерации,  которой ансамбль был удостоен в декабре 2008 года.

Алихан Субботин,

концертный директор, гл. администратор

ГУ ГАТ «Вайнах»

/«Молодежная Смена», №77, 30.09.2009г./

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.