http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


КАВКАЗСКАЯ ПЕЛАСГИЯ Печать Email

Разида Эрсеной, приват-доцент

Нохчиймохк (страна нохчей), называемая по-русски Чечней, – преимущественно сельская страна. В чеченском языке есть слово «г1ала», переводимое как «город», «крепость», «башня», но первоначально оно имело значение укрепленного компактного поселения. Российская военная крепость Грозный, согласно «Топонимии Чечни», преобразованная в город Грозный в 1869 г., была основана на месте 20 чеченских аулов и хуторов, сожженных российской армией в 1818 г.  До Грозного в Чечне-Нохчиймохке вообще не было ни одного города в обычном его понимании как административный, промышленный или торговый центр. Чеченцы как исключительно сельские жители всегда владели землей по «праву первого займища земли», по праву владения землей от Бога, то есть со времен первых поселений Кавказских гор и предгорий, когда, делая в дремучих лесах поляну, первые поселенцы /по-чеченски даха хиънаргаш – буквально «севшие жить»/ обращались непосредственно к Богу, испрашивая разрешение построить жилище /по чеченски – х,усам/.

Это означает, что чеченцы как первые осваиватели Кавказа и первые обитатели Кавказа – эндогенное, автохтонное население  Кавказа, проживающее на Кавказе с палеолита, что подтверждается  данными археологии второй половины XX века /1/.

Земельные владения некоторых чеченских родов в Ичкерии /Пеласгии, согласно римской истории/ - горных областей Нохчимохка-Чечни зафиксированы в анналах Римской империи как владения «доминиона Рима на Центральном Кавказе» от Дарьяльского ущелья  до границы  юго-восточной части Чечни. Эта часть Чечни-Нохчимохка,  зафиксированная на древних картах как Пеласгия – провинция Римской империи, очерчивается  линией склонов юго-восточной части Большого Кавказа. И на карте Оттоманской империи конца XVIII века эта часть исторической Чечни зафиксирована  как Пеласгия /см. The Map of the Ottoman Empire of James Wilde/.

Название пеласги чеченцы получили от древних греков. Пеласги – это догреческое население Эгейского архипелага, запада Малой Азии и Кавказа  /2/. Слово пеласги происходит от греческого глагола πєλαξω, переводимого как «приближаться» и означающего сблизиться, породниться. Существительное πєλαξγοι  – пеласги как общее название всех коренных жителей указанных географических регионов, которые были завоеваны древними греками, является формой перфектного императива в значении «пусть будут приближенными», то есть это своего рода заклятие: «пусть станут близкими», родственниками. Этноним пеласги антонимичен этнониму скифы /от греч. skιa – «призрак»/, которые кочевали и появлялись  неожиданно.

В отношении скифов было предупреждение οis m̀η πєλαξєιυ «к ним (скифам) не приближайся» /Эсхил, «Прометей прикованный», ст.712/, так как скифы, будучи кочевниками, не знавшими земледелия и занимавшимися только коневодством, из-за экстенсивного использования пастбищных угодий были вынуждены кочевать и потому были для греков символом диких людей.

Назвав чеченцев не только Малой Азии, но и Кавказа пеласгами, древние греки подчеркивали близость чеченцев, так как территория Кавказа, согласно современным научным данным, «принадлежит к средиземноморской геосинклинальной зоне» /3/ и граничит с умеренным и субтропическими поясами.  Древние греки приходили на Кавказ, но оставались жить только в районах  побережья Черного моря, потому что  Северный Кавказ  /Центральный и Восточный/ граничит с северным, холодным климатическим  поясом.

Само слово Кавказ греческого происхождения  и означает «горевший». Название Кавказ /по-гречески Kaukaσοξ/ в переводе с древнегреческого означающее «горевший» – форма герундия, отглагольного существительного от глагола kaω «гореть», «жечь». В аористе глагол kaω имеет форму kaukaσa, отсюда герундий прошедшего времени kaukaσοξ «горевший»/имеется в виду горный хребет/. Греческое название Кавказа как горного хребта, неоднократно горевшего, подтверждается новейшими данными науки геологии. Советские геологи конца XX века, исследуя геологическую историю Кавказа, с помощью актуалистического метода установили, что на территории Кавказа в далекой древности был морской бассейн палеоморя. Вздымание земной коры дна палеоморя и извержение со дна моря вулканических пород создали на месте палеоморя горный хребет, название которому первые дали древние греки, в самом названии хребта отразившие извержения вулканов, сопровождавшиеся пожарами. Кавказский хребет, таким образом, это гряда потухших вулканов /4/. Древнегреческая мифология содержит описания больших пожаров, которые охватывали весь  доступный  древним грекам мир, но объясняли их происхождение естественно не научно, а фантастически, как, например, в мифе о Фаэтоне, который, не справившись с огненной колесницей своего отца – бога Солнца Геолиса, приблизился близко к земле и нечаянно поджег землю. «Пламя от близко опустившейся колесницы охватывает землю… Горят горы, покрытые лесом: двуглавый Парнас, тенистый Киферон, зеленый Геликон, горы Кавказа, Тмол, Ида, Пелион, Осса… Кипят Ефрат, Оронт, Алфей, Эврот и другие реки. От жара трескается земля, и луч солнца проникает в мрачное царство Аида» /5/. Так описывается  извержение вулканов в мифе о Фаэтоне. «Последний этап горообразования охватил эту территорию /Кавказ – прим. Р.Э./ в кайнозойскую эру. В геологии это этап называется альпийским – он проявился на огромных пространствах – в Альпах, на Балканах, в Карпатах и других горных регионах» /6/, свидетельствуют ученые. Знание природных катаклизмов, фантастически отраженных в греческой мифологии, отразилось и в мировоззрении древних греков, пренебрежительно относившихся к пеласгам не только потому, что греки были завоевателями и, в отличие от пеласгов – горцев и сельских жителей, были горожанами, а и потому, что относили себя к архейской эре, а пеласгов – к палеозойской эре, выражаясь современным научным языком. Согласно древнегреческой мифологии, родоначальником пеласгов был Палехтон, имя которого на греческом буквально означает «рожденный древней землей» /от греч. πaλaioζ - древний, χθωυ - «почва», «земля/. Греки считали, что пеласги – горцы, вышедшие из морей, древние люди – палеоантропы, но не древнейшие, не архантропы, то есть не первые люди, появившиеся на земле. Не случайно, в отместку  Прометею, боги создали брату Прометея, Эпиметею, невесту из глины и воды, но Афина сшила ей великолепный наряд, а Гермес придал ее взгляду лукавость, и Пандора очаровала Эпитемея, и он, вопреки предупреждению Прометея не принимать даров от Зевса, женился на Пандоре, ставшей источником бед для людей. Ведь Эпиметей – простой смертный, а не бог, и даже не герой, как Прометей. В отличие от пеласгов, образно говоря, вышедших из моря, древние греки как выходцы из Африки /7/ считали себя рожденными самой землей – aυτοχθωn и очень гордились этим и считали себя первыми, то есть древнейшими на земле, отчего и претендовали на власть. Слово aρχή  у греков означало «первый», «начало», «власть». Поэтому греки считали себя более древними людьми, чем пеласги, что подтвердилось американскими археологами второй половины XX века, нашедшими в Восточной Африке /Кении/ останки первого человека на земле. В фантастической форме это убеждение греков, что они как выходцы из Египта, древнейшие люди, нашло отражение в древнегреческой мифологии. Пеласги произошли от Эпиметея и Пандоры, сделанной из глины и воды. Родоначальник же греков-афинян был «рожденный землей Кекроп». «Земля породила его получеловеком-полузмеей. Тело его оканчивалось большим громадным змеиным хвостом. Кекроп основал Афины в Аттике в то время, когда спорили за власть над всей страной колебатель земли, бог моря Посейдон, и воительница богиня Афина, любимая дочь Зевса», сообщается в мифе о Кекропе. Комментатор Н.А. Кун поясняет: «Отсюда ясно, что было время, когда афиняне верили в свое происхождение от змеи или от предка змеи» /8/. Змея – табуистическое название животного, являющегося символом «земного, ползающего по земле» животного /9/. Одним словом, змея является символом первого животного, появившегося на земле. К тому же хвост как часть, удлиняющая тело животного, символизирует прошлое, историю, а как часть тела ползающего по земле животного хвост символизирует  и перемещение в пространстве. Таким образом, афиняне по происхождению не коренные пелопоннесцы, а прибывшие издалека, согласно легенде, из Египта, не только по историческим данным, но и по мифологии. Пеласги же, догреческое население Греции, были родственны пеласгам Кавказа, так как в древности Кавказ и Малая Азия были единым пространственным ареалом. Не случайно еще во времена Тацита /его книга о германцах/ жителей северо-запада Малой Азии называли гаргареями /от чеч. слова гергар – близкий, родной/, так как в малоазийской Фригии была гора Ида, одна из вершин которой называлась Гаргар. В «Илиаде» Зевс во время троянской войны  наблюдал за успехами троянцев с горы Иды, а за успехами греков – с Олимпа. И вообще в древности соседствующие племена и народы считались близкими, родственными. Как греческое слово пеласги совмещает в себе и этноним, и понятие «близкие, родственные племена», в латыни совпадают в корне понятия «германцы» и «родная сестра» /соответственно, Germani  и germana/. И во французском языке слово germain - «родной» и germanique - «германский» одного и того же корня.

Кавказская, то есть чеченская Пеласгия, очерчивала границы Европы на юго-востоке. Конечная юго-восточная точка Европы совпадает с чеченскими горами Эста Лерге – /искаженное чеченское «йисте лерг» – «крайнее ухо» /и Эста Корта/ чеч. йист корта – «крайняя голова»/, которые на картах Советского Союза не отмечались, но в «Топонимии Чечни» Ахмада Сулейманова, изданной дважды, в Москве и Грозном в 1995 г., они восстановлены и указаны.

Принадлежность юго-восточной части Чечни Римской империи под названием Пеласгия, согласно «Истории Древнего Рима», утверждалась трижды. В III веке до н.э. римляне совершили поход до самого побережья Каспийского моря, еще не завоеванного тюркоязычными племенами монгольских ханов, и утвердили на Каспии границы чеченского доминиона Римской империи. Но в 89 г. новой эры легионы Гнея Помпея не смогли удержать Каспийское побережье в границах Римской империи из-за нашествия змей из Персии. В результате, провинция Пеласгия теперь установила границы Европы на юго-востоке по чеченским горам Эста Лерге и Эста Корта. Поход Домициана в 109 году н.э. на Кавказ установил границы Чеченской Пеласгии на западе по Дарьяльскому ущелью /10/.

Согласно законам Римской империи, где право землевладения былo строго наследственным, чеченцы как подданные Римской империи не лишались своего права «владения землей от Бога», что соответствует латинскому термину injurit, но платили налоги в казну Рима  на содержание римских легионов, защищавших на Кавказе границы Римской империи. Именно на основании этого исконного (в исторической науке называющегося «правом первого займища земли») чеченского права «владения землей от Бога» по возращении чеченцев из выселения в 1957 году большинство чеченских семей вернули себе земельные наделы в своих исконных местах проживания до выселения, но в размерах, которые были нормой в Советском Союзе. Наглядным свидетельством этого чеченского права «владения землей от Бога», характеризующее чеченцев как автохтонных, древнейших обитателей Кавказа, является уникальное издание А. Сулейманова «Топонимия Чечни». В «Топонимии Чечни» показана в родах и лицах история освоения Кавказа чеченцами от первых поселенцев, прокладывавших тропинки в горах, использовавших овраги и ущелья, закрепляя их за семьями, и до компактных поселений нового времени.

Литература:

1. См.: Марковин В.И., Мунчаев Р.М. Население Чечено-Ингушетии при первобытно-общинном строе. В кн.: Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен до наших дней.  В 2-х т. – Грозный, Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1967, т.1, Глава1, с.8

2. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. – М., Центрополиграф, 2001, с.481.

3. См. БСЭ 3 изд., т.11 - М., «Сов. Энциклопедия», 1973, с. 328.

4. Мильничук В.С., Никитина Р.Г., Ярошенко А.В. Геологическая экскурсия по Военно-Грузинской дороге (200 километров геологических загадок). - М., «Недра», 1988, с.18-23

5. Кун Н.И. Легенды и мифы Древней Греции. - Махачкала, Дагучпедгиз, 1986, с.78

6. Мильничук В.С., Никитина Р.Г., Ярошенко, указ. соч.. с.23

7. Cotterill H.B. Ancient Greece. Myth and History. - Scotland, Geddes and Croiset, 2004, p.65

8. Кун Н.А., указ. соч., с.194

9. Фасмер Макс. Этимологический  словарь русского языка. В 4-х тт. – М., 1967, т.2, с.100

10. См. подробно: История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1981

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.