http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Читая Дикалу Печать Email

 

Читая Дикалу... (или размышления об этнической идентичности вайнахов)

 

Магомед Дадуев,

1-й зампредседателя Комитета по делам ЮНЕСКО в ЧР, засл. работник культуры ЧР


Ни один из вас не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.

(Коран. 32:17)

 

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

(Всеобщая декларация прав человека, Статья 1)

 


Ценность любого подарка, как известно, заключается в его нужности и своевременности дарения.

Вот и Дикалу Абузедович Музакаев сделал всем нам, кому дорога чеченская культура, ее история, замечательный подарок – недавно вышедшую в свет  книгу под названием «Вайнах» – жизнь моя!».

 

Странное ощущение легкой грусти и прозрачности горизонтов времени овладевают тобой сразу же, с первых ее страниц. Мелькание дней, скоротечность лет прессуют память: мелкое и ничтожное просто рассеивается. Многое из недавно пережитого, с его леденящими душу словами «война», «беженцы», «ваххабиты», «зачистки», «заложники», «террористы» и т.д., исчезает, словно тяжелый сон…

Книга Дикалу прекрасно иллюстрирована, в ней много фотографий. Читая ее, невольно погружаешься в совершенно иной, радужный и светлый мир добрых лиц узнаваемых людей, красивых и очень талантливых, искренних и нежных. И вот уже издалека будто доносятся чарующие звуки чеченской гармошки, все возрастающая дробь задорной лезгинки и силуэты танцующих людей. Я их почти всех знал лично, многие были дружны с моими родителями, бывали в нашем доме или жили в нашем, тогда еще им. Калинина, поселке (с 1990г. – пос. Маас).

Как много времени прошло, как изменилось все вокруг! Лишь память – великий дар природы – способна возвращать нас в прошлое. История и творческий путь легендарного ансамбля песни и танца «Вайнах» – это биография каждого его участника: солиста, балетмейстера, танцовщика, костюмера, рабочего сцены. Имена многих из них, каждый из которых – самобытная личность со своей, порой драматичной, судьбой, нашли свое упоминание в этой книге… Кто-то сломался из-за глупости и по мелочам растратил свой талант, у кого-то не выдержало сердце, третьего свалила болезнь, другого не пощадила война. Драма личной жизни героев книги нередко тесно переплетается с драмой всего коллектива. Несмотря на это, становится приятно и радостно на сердце от воспоминаний о далеких годах юности, когда  жили и творили наши славные земляки, о которых повествует Дикалу.

Милые сердцу имена… Прав был поэт – «большое видится на расстоянии».

Чудное время! Тогда мы были просто единым народом – ЧЕЧЕНЦАМИ, а вместе с братьями ингушами гордо именовали себя ВАЙНАХАМИ. Не дробясь по национальному признаку, независимо оттого, из какого ущелья или с какого склона какой горы происходят предки и т.д. Не возводили это в некий культ или степень превосходства. Но твердо осознавали, что у всех один общий корень, одна Земля. Все были единым, не разделенным никакими предрассудками, цельным, гордящимся своей вольницей этносплавом, который и нам следует сохранять сегодня. Уверен, стратегией жизни вайнахов неизменно должно стать собирание и сбережение наших народов по принципу: «две республики – один народ». Этнические и конфессиональные факторы в любом многонациональном государстве играют большую роль. Однако в современной России «национальный вопрос» стоит особенно остро и нередко становится главным «козырем» в грязных играх политических авантюристов и радикалов, стремящихся даже бытовую ссору перевести в русло межэтнических и межконфессиональных конфликтов, при этом доводя эти конфликты до высшей степени эскалации. Ярким подтверждением тому стали события декабря текущего года на Манежной площади в Москве. Тогда нацистские молодчики устроили шествие со зловеще знакомыми и опасными лозунгами типа «Россия – для русских», «Москва – для москвичей», которое сопровождалось погромами и избиениями лиц неславянской внешности. И все эти события происходили буквально в 100 метрах от Кремля... Кто-то ведь вел этих распоясавшихся молодчиков именно в центр столицы государства, открывая им дорогу для дебоша и  беспредела!?

До большой беды было недалеко. Нам это знакомо – мы проходили это. Чеченцы, в силу особенностей своей ментальности, в которой преобладают политическая наивность и природная доверчивость, часто оказывались втянутыми в «чужие разборки», где их этническое название (а чаще – обывательское «чечены») использовалось умелыми провокаторами-кукловодами в качестве пугала для противоборствующей стороны. И все это – с целью накалить обстановку, перевести на них «стрелки», придать конфликту этнический окрас. Подобные попытки были предприняты и во время вышеупомянутых событий на Манежке: стоит вспомнить хотя бы Интернет-воззвания к кавказской молодежи  «осуществить праведное возмездие». К слову сказать, независимые эксперты (лингвисты, психологи и т.д.) едины во мнении, что сам стиль этих обращений указывает на то, что составлял их явно не кавказец…

К счастью, своевременное обращение главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова остудило горячие головы некоторых наших молодых соплеменников и не только позволило избежать трагических последствий для самих ребят, но и выбило «козыри» из рук тех, кто приготовился в очередной раз разыграть «чеченскую карту».

Межнациональная вражда, как правило, является следствием попрания элементарных норм человеческого общежития, а в целом – приводит к действиям, несовместимым с фундаментальными ценностями любой мировой религии. Уважая свои традиции, нельзя игнорировать традиции других – ведь это совершенно ясный и понятный постулат и в православии, и в Исламе. Пусть мы разные по религиозным воззрениям и этнической принадлежности, но страна у нас одна – Россия, а все вместе мы – россияне. Осознание этого есть главное условие поступательного динамичного развития нашего многонационального государства.

Читаю Дикалу… В ту пору, о которой он пишет, этническое единство и сплоченность чечено-ингушского народа были столь высоки, что вайнахская интеллигенция всерьез задумывались о создании административно-территориального образования более высокого уровня в виде  Вайнахской Республики (вместо ЧИАССР) в составе Российской Федерации. Была пора так называемой «хрущевской оттепели», когда национальный вопрос вроде бы был «решен окончательно и бесповоротно»: не было (по крайней мере, они не ощущались явно) мотиваций, побуждающих людские массы к сепаратистским настроениям и политическому экстремизму. Хотя на бытовом уровне могли возникать конфликтные ситуации между представителями разных национальностей, но это было нечто из ряда вон выходящее.  Но между чеченцами и ингушами – никогда! Никто не мог тогда и допустить бредовой мысли не только о распаде СССР, но и о реальной возможности размежевания Чечено-Ингушетии на две республики, как это произошло в лихие гоп-ельцинские годы. Когда все народы были ввергнуты в глобальный хаос всеобщего беззакония, разгула бандитизма и духовной нищеты, при которой в их отношениях стали доминировать формулы «моя хата с краю», «каждый за себя», «свой-чужой», «мы-они», «своя рубашка ближе к телу» и т.п.

В этом глобализующемся мире (перед мировыми вызовами безопасности) даже в целях самосохранения вайнахам крайне важно, вместе с другими народами, складываться в некую макроэтническую гармонию – «собор народов» – в составе единой евразийской России. Причем принципиальной является идея сохранения каждым этносом в нашем поликультурном обществе  своей самобытной национальной идентичности: обычаев, традиций, языка, религии, культуры. Не ассимилируясь, но социально-экономически взаимодействуя с другими народами, создавать твердую основу для формирования общероссийской идентичности на принципах гуманизма.

Читая Дикалу, все более убеждаешься в справедливости утверждения, что «культура цементирует отношения» между людьми, духовно сплачивает их. Именно единство и сплоченность помогли и тогда, в суровом 1944 году, когда сталинско-бериевская преступная шайка, упразднив ЧИАССР, в вагонах-скотовозах депортировала наши народы на верную погибель в заснеженные степи Казахстана. Но вайнахи выстояли. Потому что были цельным монолитом по Крови, Вере, Судьбе, не делимым на национальности, тайпы. Позиционирование себя общностью этнической идентичности придавало силы и уверенность. Это являлось прочной опорой для самосохранения народа.

И так же, не разделяя нас, ровно полувеком позже, уже в период постперестроечного «шайтан-шабаша» и варварских грачевско-будановских методов «контртеррористической операции»,  бомбы и  снаряды тысячами тонн сыпались на наши головы.

И враги Ислама – ваххабиты и международные отщепенцы – уничтожали нас не по тайповому признаку, но только за то, что мы – чеченцы – осмелились сами вершить свою судьбу и на референдуме заявили о намерении оставаться с Россией, без Имарата.

Да, дорогой ценой заплачено за ложные ценности с «парадом суверенитетов» и «верблюжьим молоком», коими криводушные люди, не имеющие здесь национальных корней, беззастенчиво дурачили местных простачков (слепцы! – не ведали те, что пляшут под чужеземную музыку и цели коварных заказчиков совсем иные)...

Отрезвление, пусть и позднее, но пришло: оказалось, что цена и ценность – разные вещи…

Читаю далее книгу Дикалу… Вспоминается, что и состав ансамбля «Вайнах» той поры тоже был многонациональным творческим коллективом. В нем в разное время состояли ингуши, русские, украинцы, белорусы, курды, евреи, армяне, дагестанцы, абхазы, осетины, грузины, кабардинцы и др. Нет, ансамбль был даже не просто коллективом, а неким братством талантливых людей разных национальностей. «Вайнах» той поры, этот уникальный и развивающийся организм сообщества разных людей, стал тогда моделью согласия и духовно-культурного возрождения нашего народа, своеобразным камертоном достижения межнационального и межконфессионального согласия в обществе. И не случайно его репертуар представлял многообразие национальных культур различных народов тогдашнего СССР и восхитительные танцы народов Мира. С этой программой ансамбль с гастрольными концертами объездил почти все страны Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, неизменно вызывая восторженные отзывы специалистов и благодарность зрителей.

История танцевального ансамбля «Вайнах» в этой замечательной книге изложена, словно чарующая и бесконечная легенда. Она повествует не только о всемирно известном ансамбле песни и танца «Вайнах». Книга эта подобна антологии. В ней через судьбы и биографии участников этого восхитительного хореографического коллектива затрагивается глубинный пласт до сих пор малоизученной темы древней чеченской духовной и материальной культуры. Кстати говоря, на часть ее не прекращают притязать некоторые из наших не в меру ретивых соседей. А потому я считаю, что наши специалисты в этой области должны проявить особую профбдительность. (В первую очередь я обращаюсь к уважаемым мною ученым Исмаилу Мунаеву и Шаарани Джамбекову).

Национальная хореография, как известно, является существенным сегментом соответствующей этнической культуры. Язык и рисунок танца, конечно же, заимствуются из чистого родника древней цивилизации и питаются им.

Соответственно и ансамбль «Вайнах» черпает свои темы из своего национального источника, которому он ревностно предан. Однако эта сфера все еще нуждается в специальном исследовании. Но книга не о том.

Книга Дикалу, через судьбы отдельных людей, так или иначе связанных с блистательным ансамблем «Вайнах», повествует об истоках и путях развития профессионального искусства танца чеченского народа. Читатель в данной книге встретит имена людей, внесших огромный вклад не только в дело становления прославленного ансамбля, но и возрождения нашей национальной культуры в целом: А.Г. Авторханов, М.Г. Гайрбеков, В.А. Татаев, А.Х. Хамидов, Г.Х. Мепурнов, А.М. Халебский, Х.-А. Берсанов, И. Цицкиев, М.С. Сеникеремян, А. Усманов, З. Чергизбиев, Т.Х. Элимбаев, Г.К. Дзыба, О.Ш. Мунджишвили, С. Цугаев и многие другие… Имена легендарных мастеров сцены, ставших первопроходцами… О них и многом другом рассуждает в своем произведении Д. Музакаев с любовью и глубоким уважением, а главное – со знанием темы, честно и искренне.

Как благодарный человек, не обходит он вниманием и своих педагогов из Грозного, Тбилиси, Москвы, где ему посчастливилось учиться и упорным трудом оттачивать свой уникальный природный дар, чтобы впоследствии сформироваться как талантливый самобытный мастер хореографии и опытный организатор.

С особым трепетным отношением и восхищением вспоминает Дикалу Абузедович представителей старшего поколения «чудо-танцоров». В числе первых, конечно же, блистательный и всемирно известный наш великий Махмуд Эсамбаев. Как образец верности и преданности любимому делу автор вспоминает талантливейших виртуозов и ветеранов-«трюкачей»: Ваху Дакашева, Гилани Юсупова, Ахмада Казбекова, Магомеда Гичибаева, Андарбека Садыкова, Шиту Эдисултанова, Абдуллу Мухаммедова. С теплотой и благодарностью пишет автор о других выдающихся мастерах искусства, имена которых навечно вписаны золотыми буквами в анналы истории чеченского национального искусства.

Читаю Дикалу… С некоторыми из героев своей книги автору посчастливилось быть знакомым, с другими – работать в одном коллективе, дружить и делить все тяготы артистической жизни. В их числе незабвенные Умар Димаев, Марьям Айдамирова, Султан Магомедов, Зулай Сардалова,  Валид Дагаев, Джунид Дикаев, Сайд-Эмин Януркаев, Тамара Синявская, Магомед Гапархоев, Хасан Алиев, Рамзан Паскаев, Кюри Раисов, Мовлад Буркаев, Магомед Дидигов, Рамзан Ахмадов, Асет Асхабова, Тамара Дидигова, Галина Бухарова, братья-близнецы Шаид и Шаарани Барахановы, Магомед Макаев, С. Абдусаламов, Адаш Мамадаев, Абдул-Вахид Дамкаев, Сайд-Эмин Яскаев, Лариса Цахилова, Мадина Музакаева, Докка Мальцагов, Саид Айдамиров, Сулумбек Идрисов, Турко Хасимиков, Аслан Гугиев, Александр Петров, Саид Шаипов, Мустафа Барахоев и многие-многие другие, истово служившие «Вайнаху».

Каждый из них по уровню мастерства и оригинальности техники исполнения танца – самородок и явление, не будь их, пожалуй, не было бы той всемирной славы ансамбля «Вайнах». Уверен, волею Всевышнего, коллективу суждено еще много лет гордо нести свое блистательное имя. К сожалению, многих из его звездного состава сегодня нет среди нас. Время и война не требуют на то нашего согласия – и это грустно… Давайте же любить и беречь друг друга, ведь нас, чеченцев, так ничтожно мало: миллион с небольшим… во всей Вселенной.

Эти архаические социальные и религиозные институты – нация, тукхум, тайп, гара, некъе, вирд, аул, ущелье, говор, – присущие нам, не должны стать  делителем между нами. Независимо от этих экзотических названий – все мы одной крови, ибо врозь мы – ничто. Вспомните, ведь «пробный шар», положивший начало процессу внутреннего разобщения нашего общества, не случайно был запущен именно на различных тайповых съездах, курултаях, шурах. Это был коварный, но, к сожалению, безотказно действующий сценарий: «разделяй и властвуй». С того и начался разлад в каждой этнической семье. И вновь – чтобы запомнилось: ВРОЗЬ мы – НИЧТО, а когда ЕДИНЫ – Вселенское культурное достояние! Именно таковой была сквозная тема состоявшегося в октябре текущего года в Грозном всемирного Конгресса чеченского народа, в решениях которого вновь прозвучал призыв к сплоченности и неделимости вайнахов. А в отношениях с другими народами России – к мирному сосуществованию, солидарности, толерантности и развитию традиций межэтнического и межконфессионального диалога с ними (см. Моральный кодекс чеченца).

На глазах многих из представителей нашей творческой интеллигенции старшего поколения я рос. А затем, уже в 80-годы, нередко принимал их в нашем благословенном Ачхой-Мартановском районе, где мне довелось жить и работать почти 10 лет. До сих пор я вспоминаю этот период своей жизни как самый счастливый, и причиной тому, в первую очередь, те прекрасные люди, с которыми меня свела судьба. Никогда не забуду забавный эпизод завершения сольного концерта Марьям Айдамировой в нашем РДК. Тогда я работал 2-м секретарем Ачхой-Мартановского райкома КПСС – солидная по тем меркам должность. Марьям знала о моем обязательном присутствии на всех концертах. Исполнив очередную песню, она неожиданно, в микрофон, громко обращается в зал со словами: «Где Магомед – танцующий секретарь?» И, более смущенный, чем гордый, я удостоился чести завершить тот памятный концерт, танцуя с легендарной Марьям.

Сразу замечу, что ачхоймартановцы как-то особо чувствительно относились к людям творческим, мы старались не пропускать театральные премьеры, организованно выезжали на них в г. Грозный. Открывали музеи писателей, пытались создать, при поддержке композитора А. Халебского, районный мужской хор из числа чиновников-госслужащих. Это было в пору, когда местный районный отдел культуры поочередно возглавляли: С. Умалатов, М. Абалаева, С. Лулуев, Р. Сиванкаев.

Бесспорно, Дикалу – человек очень позитивный, и, что особенно значимо, он один из них, из этой среды. Он свой среди своих, а потому «Вайнах» – это его жизнь и по сей день. Его мучительное, но сладкое ремесло, которым он, по определению, дорожит. Для каждого человека, кем бы он ни был при жизни – министром, инженером, учителем или пастухом, – неизбежно настанет Судный день. И КАЖДОМУ задастся вопрос: «Что полезного сделал ТЫ на Земле, кто может за ТЕБЯ поручиться?» И, словно желая опередить Время, Дикалу каждому из героев книги – своих друзей и коллег –  сегодня воздает добром. Вспоминая их, Свидетельствует. И призывает нас: «Помните их – достойных!»

Время безжалостно мчится вперед. Иные настали времена, иные нравы и вкусы… Новая поросль артистов – талантливых и не очень – заполонила подмостки национальной эстрады в ожидании особых преференций от власти. Несмотря на то, что глава республики Р.А. Кадыров щедро поощряет наиболее талантливых, к сожалению, сегодня нередко звучат чужие песни, наблюдается засорение эфира низкопробной продукцией. Порой бессмысленность и вульгарность текстов, какофония громыхающей эрзац-музыки настолько чудовищны, что поражаешься: какой же духовной и интеллектуальной идеологии они служат? Впрочем, причины «болезни» здесь очевидны – от небрежности в работе до инфекции «звездности». Пока болезнь не запущена, надо срочно заняться «стиркой» души этого «таланта»… Именно на этом этапе ему необходимы поддержка и дружеский совет старших коллег. Доброжелательная, но конструктивная критика, убедительный аргумент объективного цензора. Это опосредовано защитит и нас, зрителей, от нежелательного массового «окультуривания».

Читаю книгу Дикалу… В ней волшебник-ансамбль «Вайнах», несмотря на свой преклонный возраст (ему уже 70), по-прежнему молод и азартен. Вглядитесь в лица его нынешнего состава – ему и сегодня по силам композиции наивысшей сложности. Как и прежде, грациозен танец,  безупречна музыка…

Конец 90-х – начало нулевых годов… Это, мало сказать, лихие или шальные годы. Это были мрачные годы бесовского разгула с захватом и истязанием людских душ. И тогда, когда кругом еще громыхали раскаты орудий, музы не молчали. Кто-то при керосиновой лампе, в подвале, сочинял стихи, в ком-то проснулся талант художника – и он самозабвенно, угольком, писал черно-белые сюжеты, а из палатки беженца (в официозе – «внутри перемещенное лицо») тоскливо звучала народная музыка и «огрызок» театральной труппы в Ингушетии играл спектакли в одежде из гумпомощи.

Как и весь наш народ, коллектив ансамбля «Вайнах» в ту пору отчаянно выживал, питаясь внутренним ресурсом едва оставшихся сил интеллигентности, которые не позволяли сломиться. В какой-то час он, истосковавшийся по своему высокому и чарующему искусству и, казалось бы, навсегда с ним разлученный, вдруг обрел вторую жизнь. Обрел благодаря мужеству и воле нашего Первого Президента Ахмат-Хаджи Кадырова. Прекрасно зная национальный фольклор, предания чеченского героического эпоса, он понимал, что танец и музыка не только «строить и жить помогают», но и воевать! Это чеченцам известно с древних времен.  Помните неистовый девичий танец и подвиг бессмертной Дадин Айбики!? А проникновенную патриотическую поэзию Ахмат-Хаджи Кадырова, бережно собранную Лечей Яхъяевым? А звучащие набатом слова Магомеда Мамакаева в «Даймехкан косташ»? Или «Ненан мотт» Шайхи Арсанукаева? И многие другие шедевры народного духа – авторские и созданные народом песни, зикры, назмаш, илли, сказания… В них всегда лейтмотивом звучат идеи куначества, мира и согласия со всеми народами-соседями. Сквозь толщу лет сохранились в каждом их слове и звуке непомерная мощь общечеловеческого гуманизма и энергетика чувств: страсти, гордости и воли. Не остается сил сохранять в душе покой, читая и слушая эти «предания поэтические, необычайные». От них  и сегодня – словно закипает кровь в венах и сильнее стучат сердца, вырываясь наружу. И убеждаешься: воистину, вначале было слово! А затем? Затем – народный танец и музыка, которые сделали нашу жизнь радужно-многоцветной и духовно богатой.

Будучи богословом и прозорливым политиком, Ахмат-Хаджи живо поддержал идею возрождения ансамбля «Вайнах», так как твердо верил: пока в горах звучит пондар и танцуют лезгинку – народ не сломлен. Он верил в великую мобилизующую и созидательную силу Искусства, Образования, духовного и физического Здоровья нашего народа, ради которого он отдал свою яркую жизнь. А потому вполне логично, что Ахмат-Хаджи Кадыров – вслед за строителями – в числе первых стал возвращать в израненную республику деятелей культуры. Чтобы они вместе с врачами, учителями, учеными, спортсменами и другими специалистами возрождали, делали краше и уютнее наш общий Дом – Чеченскую Республику, этот разрушенный варварами Храм.

И поэтому я, вместе со всеми, Свидетельствую: велики и богоугодны были дела и помыслы нашего первого Паччахьа Ахмат-Хаджи Кадырова! И пусть в Судный День они лягут на правую чашу весов, в сторону нашего Спасения!

Такие вот мысли, читая Дикалу.

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Магомед Дадуев,

1-й зампредседателя Комитета по делам ЮНЕСКО в ЧР, засл. работник культуры ЧР

Читая Дикалу...

(или размышления об этнической идентичности вайнахов)

Ни один из вас не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали.

(Коран. 32:17)

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

(Всеобщая декларация прав человека, Статья 1)

Ц

енность любого подарка, как известно, заключается в его нужности и своевременности дарения.

Вот и Дикалу Абузедович Музакаев сделал всем нам, кому дорога чеченская культура, ее история, замечательный подарок – недавно вышедшую в свет книгу под названием «Вайнах» – жизнь моя!».

Странное ощущение легкой грусти и прозрачности горизонтов времени овладевают тобой сразу же, с первых ее страниц. Мелькание дней, скоротечность лет прессуют память: мелкое и ничтожное просто рассеивается. Многое из недавно пережитого, с его леденящими душу словами «война», «беженцы», «ваххабиты», «зачистки», «заложники», «террористы» и т.д., исчезает, словно тяжелый сон…

Книга Дикалу прекрасно иллюстрирована, в ней много фотографий. Читая ее, невольно погружаешься в совершенно иной, радужный и светлый мир добрых лиц узнаваемых людей, красивых и очень талантливых, искренних и нежных. И вот уже издалека будто доносятся чарующие звуки чеченской гармошки, все возрастающая дробь задорной лезгинки и силуэты танцующих людей. Я их почти всех знал лично, многие были дружны с моими родителями, бывали в нашем доме или жили в нашем, тогда еще им. Калинина, поселке (с 1990г. – пос. Маас).

Как много времени прошло, как изменилось все вокруг! Лишь память – великий дар природы – способна возвращать нас в прошлое. История и творческий путь легендарного ансамбля песни и танца «Вайнах» – это биография каждого его участника: солиста, балетмейстера, танцовщика, костюмера, рабочего сцены. Имена многих из них, каждый из которых – самобытная личность со своей, порой драматичной, судьбой, нашли свое упоминание в этой книге… Кто-то сломался из-за глупости и по мелочам растратил свой талант, у кого-то не выдержало сердце, третьего свалила болезнь, другого не пощадила война. Драма личной жизни героев книги нередко тесно переплетается с драмой всего коллектива. Несмотря на это, становится приятно и радостно на сердце от воспоминаний о далеких годах юности, когда жили и творили наши славные земляки, о которых повествует Дикалу.

Милые сердцу имена… Прав был поэт – «большое видится на расстоянии».

Чудное время! Тогда мы были просто единым народом – ЧЕЧЕНЦАМИ, а вместе с братьями ингушами гордо именовали себя ВАЙНАХАМИ. Не дробясь по национальному признаку, независимо оттого, из какого ущелья или с какого склона какой горы происходят предки и т.д. Не возводили это в некий культ или степень превосходства. Но твердо осознавали, что у всех один общий корень, одна Земля. Все были единым, не разделенным никакими предрассудками, цельным, гордящимся своей вольницей этносплавом, который и нам следует сохранять сегодня. Уверен, стратегией жизни вайнахов неизменно должно стать собирание и сбережение наших народов по принципу: «две республики – один народ». Этнические и конфессиональные факторы в любом многонациональном государстве играют большую роль. Однако в современной России «национальный вопрос» стоит особенно остро и нередко становится главным «козырем» в грязных играх политических авантюристов и радикалов, стремящихся даже бытовую ссору перевести в русло межэтнических и межконфессиональных конфликтов, при этом доводя эти конфликты до высшей степени эскалации. Ярким подтверждением тому стали события декабря текущего года на Манежной площади в Москве. Тогда нацистские молодчики устроили шествие со зловеще знакомыми и опасными лозунгами типа «Россия – для русских», «Москва – для москвичей», которое сопровождалось погромами и избиениями лиц неславянской внешности. И все эти события происходили буквально в 100 метрах от Кремля... Кто-то ведь вел этих распоясавшихся молодчиков именно в центр столицы государства, открывая им дорогу для дебоша и беспредела!?

До большой беды было недалеко. Нам это знакомо – мы проходили это. Чеченцы, в силу особенностей своей ментальности, в которой преобладают политическая наивность и природная доверчивость, часто оказывались втянутыми в «чужие разборки», где их этническое название (а чаще – обывательское «чечены») использовалось умелыми провокаторами-кукловодами в качестве пугала для противоборствующей стороны. И все это – с целью накалить обстановку, перевести на них «стрелки», придать конфликту этнический окрас. Подобные попытки были предприняты и во время вышеупомянутых событий на Манежке: стоит вспомнить хотя бы Интернет-воззвания к кавказской молодежи «осуществить праведное возмездие». К слову сказать, независимые эксперты (лингвисты, психологи и т.д.) едины во мнении, что сам стиль этих обращений указывает на то, что составлял их явно не кавказец…

К счастью, своевременное обращение главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова остудило горячие головы некоторых наших молодых соплеменников и не только позволило избежать трагических последствий для самих ребят, но и выбило «козыри» из рук тех, кто приготовился в очередной раз разыграть «чеченскую карту».

Межнациональная вражда, как правило, является следствием попрания элементарных норм человеческого общежития, а в целом – приводит к действиям, несовместимым с фундаментальными ценностями любой мировой религии. Уважая свои традиции, нельзя игнорировать традиции других – ведь это совершенно ясный и понятный постулат и в православии, и в Исламе. Пусть мы разные по религиозным воззрениям и этнической принадлежности, но страна у нас одна – Россия, а все вместе мы – россияне. Осознание этого есть главное условие поступательного динамичного развития нашего многонационального государства.

Читаю Дикалу… В ту пору, о которой он пишет, этническое единство и сплоченность чечено-ингушского народа были столь высоки, что вайнахская интеллигенция всерьез задумывались о создании административно-территориального образования более высокого уровня в виде Вайнахской Республики (вместо ЧИАССР) в составе Российской Федерации. Была пора так называемой «хрущевской оттепели», когда национальный вопрос вроде бы был «решен окончательно и бесповоротно»: не было (по крайней мере, они не ощущались явно) мотиваций, побуждающих людские массы к сепаратистским настроениям и политическому экстремизму. Хотя на бытовом уровне могли возникать конфликтные ситуации между представителями разных национальностей, но это было нечто из ряда вон выходящее. Но между чеченцами и ингушами – никогда! Никто не мог тогда и допустить бредовой мысли не только о распаде СССР, но и о реальной возможности размежевания Чечено-Ингушетии на две республики, как это произошло в лихие гоп-ельцинские годы. Когда все народы были ввергнуты в глобальный хаос всеобщего беззакония, разгула бандитизма и духовной нищеты, при которой в их отношениях стали доминировать формулы «моя хата с краю», «каждый за себя», «свой-чужой», «мы-они», «своя рубашка ближе к телу» и т.п.

В этом глобализующемся мире (перед мировыми вызовами безопасности) даже в целях самосохранения вайнахам крайне важно, вместе с другими народами, складываться в некую макроэтническую гармонию – «собор народов» – в составе единой евразийской России. Причем принципиальной является идея сохранения каждым этносом в нашем поликультурном обществе своей самобытной национальной идентичности: обычаев, традиций, языка, религии, культуры. Не ассимилируясь, но социально-экономически взаимодействуя с другими народами, создавать твердую основу для формирования общероссийской идентичности на принципах гуманизма.

Читая Дикалу, все более убеждаешься в справедливости утверждения, что «культура цементирует отношения» между людьми, духовно сплачивает их. Именно единство и сплоченность помогли и тогда, в суровом 1944 году, когда сталинско-бериевская преступная шайка, упразднив ЧИАССР, в вагонах-скотовозах депортировала наши народы на верную погибель в заснеженные степи Казахстана. Но вайнахи выстояли. Потому что были цельным монолитом по Крови, Вере, Судьбе, не делимым на национальности, тайпы. Позиционирование себя общностью этнической идентичности придавало силы и уверенность. Это являлось прочной опорой для самосохранения народа.

И так же, не разделяя нас, ровно полувеком позже, уже в период постперестроечного «шайтан-шабаша» и варварских грачевско-будановских методов «контртеррористической операции», бомбы и снаряды тысячами тонн сыпались на наши головы.

И враги Ислама – ваххабиты и международные отщепенцы – уничтожали нас не по тайповому признаку, но только за то, что мы – чеченцы – осмелились сами вершить свою судьбу и на референдуме заявили о намерении оставаться с Россией, без Имарата.

Да, дорогой ценой заплачено за ложные ценности с «парадом суверенитетов» и «верблюжьим молоком», коими криводушные люди, не имеющие здесь национальных корней, беззастенчиво дурачили местных простачков (слепцы! – не ведали те, что пляшут под чужеземную музыку и цели коварных заказчиков совсем иные)...

Отрезвление, пусть и позднее, но пришло: оказалось, что цена и ценность – разные вещи…

Читаю далее книгу Дикалу… Вспоминается, что и состав ансамбля «Вайнах» той поры тоже был многонациональным творческим коллективом. В нем в разное время состояли ингуши, русские, украинцы, белорусы, курды, евреи, армяне, дагестанцы, абхазы, осетины, грузины, кабардинцы и др. Нет, ансамбль был даже не просто коллективом, а неким братством талантливых людей разных национальностей. «Вайнах» той поры, этот уникальный и развивающийся организм сообщества разных людей, стал тогда моделью согласия и духовно-культурного возрождения нашего народа, своеобразным камертоном достижения межнационального и межконфессионального согласия в обществе. И не случайно его репертуар представлял многообразие национальных культур различных народов тогдашнего СССР и восхитительные танцы народов Мира. С этой программой ансамбль с гастрольными концертами объездил почти все страны Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, неизменно вызывая восторженные отзывы специалистов и благодарность зрителей.

История танцевального ансамбля «Вайнах» в этой замечательной книге изложена, словно чарующая и бесконечная легенда. Она повествует не только о всемирно известном ансамбле песни и танца «Вайнах». Книга эта подобна антологии. В ней через судьбы и биографии участников этого восхитительного хореографического коллектива затрагивается глубинный пласт до сих пор малоизученной темы древней чеченской духовной и материальной культуры. Кстати говоря, на часть ее не прекращают притязать некоторые из наших не в меру ретивых соседей. А потому я считаю, что наши специалисты в этой области должны проявить особую профбдительность. (В первую очередь я обращаюсь к уважаемым мною ученым Исмаилу Мунаеву и Шаарани Джамбекову).

Национальная хореография, как известно, является существенным сегментом соответствующей этнической культуры. Язык и рисунок танца, конечно же, заимствуются из чистого родника древней цивилизации и питаются им.

Соответственно и ансамбль «Вайнах» черпает свои темы из своего национального источника, которому он ревностно предан. Однако эта сфера все еще нуждается в специальном исследовании. Но книга не о том.

Книга Дикалу, через судьбы отдельных людей, так или иначе связанных с блистательным ансамблем «Вайнах», повествует об истоках и путях развития профессионального искусства танца чеченского народа. Читатель в данной книге встретит имена людей, внесших огромный вклад не только в дело становления прославленного ансамбля, но и возрождения нашей национальной культуры в целом: А.Г. Авторханов, М.Г. Гайрбеков, В.А. Татаев, А.Х. Хамидов, Г.Х. Мепурнов, А.М. Халебский, Х.-А. Берсанов, И. Цицкиев, М.С. Сеникеремян, А. Усманов, З. Чергизбиев, Т.Х. Элимбаев, Г.К. Дзыба, О.Ш. Мунджишвили, С. Цугаев и многие другие… Имена легендарных мастеров сцены, ставших первопроходцами… О них и многом другом рассуждает в своем произведении Д. Музакаев с любовью и глубоким уважением, а главное – со знанием темы, честно и искренне.

Как благодарный человек, не обходит он вниманием и своих педагогов из Грозного, Тбилиси, Москвы, где ему посчастливилось учиться и упорным трудом оттачивать свой уникальный природный дар, чтобы впоследствии сформироваться как талантливый самобытный мастер хореографии и опытный организатор.

С особым трепетным отношением и восхищением вспоминает Дикалу Абузедович представителей старшего поколения «чудо-танцоров». В числе первых, конечно же, блистательный и всемирно известный наш великий Махмуд Эсамбаев. Как образец верности и преданности любимому делу автор вспоминает талантливейших виртуозов и ветеранов-«трюкачей»: Ваху Дакашева, Гилани Юсупова, Ахмада Казбекова, Магомеда Гичибаева, Андарбека Садыкова, Шиту Эдисултанова, Абдуллу Мухаммедова. С теплотой и благодарностью пишет автор о других выдающихся мастерах искусства, имена которых навечно вписаны золотыми буквами в анналы истории чеченского национального искусства.

Читаю Дикалу… С некоторыми из героев своей книги автору посчастливилось быть знакомым, с другими – работать в одном коллективе, дружить и делить все тяготы артистической жизни. В их числе незабвенные Умар Димаев, Марьям Айдамирова, Султан Магомедов, Зулай Сардалова, Валид Дагаев, Джунид Дикаев, Сайд-Эмин Януркаев, Тамара Синявская, Магомед Гапархоев, Хасан Алиев, Рамзан Паскаев, Кюри Раисов, Мовлад Буркаев, Магомед Дидигов, Рамзан Ахмадов, Асет Асхабова, Тамара Дидигова, Галина Бухарова, братья-близнецы Шаид и Шаарани Барахановы, Магомед Макаев, С. Абдусаламов, Адаш Мамадаев, Абдул-Вахид Дамкаев, Сайд-Эмин Яскаев, Лариса Цахилова, Мадина Музакаева, Докка Мальцагов, Саид Айдамиров, Сулумбек Идрисов, Турко Хасимиков, Аслан Гугиев, Александр Петров, Саид Шаипов, Мустафа Барахоев и многие-многие другие, истово служившие «Вайнаху».

Каждый из них по уровню мастерства и оригинальности техники исполнения танца – самородок и явление, не будь их, пожалуй, не было бы той всемирной славы ансамбля «Вайнах». Уверен, волею Всевышнего, коллективу суждено еще много лет гордо нести свое блистательное имя. К сожалению, многих из его звездного состава сегодня нет среди нас. Время и война не требуют на то нашего согласия – и это грустно… Давайте же любить и беречь друг друга, ведь нас, чеченцев, так ничтожно мало: миллион с небольшим… во всей Вселенной.

Эти архаические социальные и религиозные институты – нация, тукхум, тайп, гара, некъе, вирд, аул, ущелье, говор, – присущие нам, не должны стать делителем между нами. Независимо от этих экзотических названий – все мы одной крови, ибо врозь мы – ничто. Вспомните, ведь «пробный шар», положивший начало процессу внутреннего разобщения нашего общества, не случайно был запущен именно на различных тайповых съездах, курултаях, шурах. Это был коварный, но, к сожалению, безотказно действующий сценарий: «разделяй и властвуй». С того и начался разлад в каждой этнической семье. И вновь – чтобы запомнилось: ВРОЗЬ мы – НИЧТО, а когда ЕДИНЫ – Вселенское культурное достояние! Именно таковой была сквозная тема состоявшегося в октябре текущего года в Грозном всемирного Конгресса чеченского народа, в решениях которого вновь прозвучал призыв к сплоченности и неделимости вайнахов. А в отношениях с другими народами России – к мирному сосуществованию, солидарности, толерантности и развитию традиций межэтнического и межконфессионального диалога с ними (см. Моральный кодекс чеченца).

На глазах многих из представителей нашей творческой интеллигенции старшего поколения я рос. А затем, уже в 80-годы, нередко принимал их в нашем благословенном Ачхой-Мартановском районе, где мне довелось жить и работать почти 10 лет. До сих пор я вспоминаю этот период своей жизни как самый счастливый, и причиной тому, в первую очередь, те прекрасные люди, с которыми меня свела судьба. Никогда не забуду забавный эпизод завершения сольного концерта Марьям Айдамировой в нашем РДК. Тогда я работал 2-м секретарем Ачхой-Мартановского райкома КПСС – солидная по тем меркам должность. Марьям знала о моем обязательном присутствии на всех концертах. Исполнив очередную песню, она неожиданно, в микрофон, громко обращается в зал со словами: «Где Магомед – танцующий секретарь?» И, более смущенный, чем гордый, я удостоился чести завершить тот памятный концерт, танцуя с легендарной Марьям.

Сразу замечу, что ачхоймартановцы как-то особо чувствительно относились к людям творческим, мы старались не пропускать театральные премьеры, организованно выезжали на них в г. Грозный. Открывали музеи писателей, пытались создать, при поддержке композитора А. Халебского, районный мужской хор из числа чиновников-госслужащих. Это было в пору, когда местный районный отдел культуры поочередно возглавляли: С. Умалатов, М. Абалаева, С. Лулуев, Р. Сиванкаев.

Бесспорно, Дикалу – человек очень позитивный, и, что особенно значимо, он один из них, из этой среды. Он свой среди своих, а потому «Вайнах» – это его жизнь и по сей день. Его мучительное, но сладкое ремесло, которым он, по определению, дорожит. Для каждого человека, кем бы он ни был при жизни – министром, инженером, учителем или пастухом, – неизбежно настанет Судный день. И КАЖДОМУ задастся вопрос: «Что полезного сделал ТЫ на Земле, кто может за ТЕБЯ поручиться?» И, словно желая опередить Время, Дикалу каждому из героев книги – своих друзей и коллег – сегодня воздает добром. Вспоминая их, Свидетельствует. И призывает нас: «Помните их – достойных!»

Время безжалостно мчится вперед. Иные настали времена, иные нравы и вкусы… Новая поросль артистов – талантливых и не очень – заполонила подмостки национальной эстрады в ожидании особых преференций от власти. Несмотря на то, что глава республики Р.А. Кадыров щедро поощряет наиболее талантливых, к сожалению, сегодня нередко звучат чужие песни, наблюдается засорение эфира низкопробной продукцией. Порой бессмысленность и вульгарность текстов, какофония громыхающей эрзац-музыки настолько чудовищны, что поражаешься: какой же духовной и интеллектуальной идеологии они служат? Впрочем, причины «болезни» здесь очевидны – от небрежности в работе до инфекции «звездности». Пока болезнь не запущена, надо срочно заняться «стиркой» души этого «таланта»… Именно на этом этапе ему необходимы поддержка и дружеский совет старших коллег. Доброжелательная, но конструктивная критика, убедительный аргумент объективного цензора. Это опосредовано защитит и нас, зрителей, от нежелательного массового «окультуривания».

Читаю книгу Дикалу… В ней волшебник-ансамбль «Вайнах», несмотря на свой преклонный возраст (ему уже 70), по-прежнему молод и азартен. Вглядитесь в лица его нынешнего состава – ему и сегодня по силам композиции наивысшей сложности. Как и прежде, грациозен танец, безупречна музыка…

Конец 90-х – начало нулевых годов… Это, мало сказать, лихие или шальные годы. Это были мрачные годы бесовского разгула с захватом и истязанием людских душ. И тогда, когда кругом еще громыхали раскаты орудий, музы не молчали. Кто-то при керосиновой лампе, в подвале, сочинял стихи, в ком-то проснулся талант художника – и он самозабвенно, угольком, писал черно-белые сюжеты, а из палатки беженца (в официозе – «внутри перемещенное лицо») тоскливо звучала народная музыка и «огрызок» театральной труппы в Ингушетии играл спектакли в одежде из гумпомощи.

Как и весь наш народ, коллектив ансамбля «Вайнах» в ту пору отчаянно выживал, питаясь внутренним ресурсом едва оставшихся сил интеллигентности, которые не позволяли сломиться. В какой-то час он, истосковавшийся по своему высокому и чарующему искусству и, казалось бы, навсегда с ним разлученный, вдруг обрел вторую жизнь. Обрел благодаря мужеству и воле нашего Первого Президента Ахмат-Хаджи Кадырова. Прекрасно зная национальный фольклор, предания чеченского героического эпоса, он понимал, что танец и музыка не только «строить и жить помогают», но и воевать! Это чеченцам известно с древних времен. Помните неистовый девичий танец и подвиг бессмертной Дадин Айбики!? А проникновенную патриотическую поэзию Ахмат-Хаджи Кадырова, бережно собранную Лечей Яхъяевым? А звучащие набатом слова Магомеда Мамакаева в «Даймехкан косташ»? Или «Ненан мотт» Шайхи Арсанукаева? И многие другие шедевры народного духа – авторские и созданные народом песни, зикры, назмаш, илли, сказания… В них всегда лейтмотивом звучат идеи куначества, мира и согласия со всеми народами-соседями. Сквозь толщу лет сохранились в каждом их слове и звуке непомерная мощь общечеловеческого гуманизма и энергетика чувств: страсти, гордости и воли. Не остается сил сохранять в душе покой, читая и слушая эти «предания поэтические, необычайные». От них и сегодня – словно закипает кровь в венах и сильнее стучат сердца, вырываясь наружу. И убеждаешься: воистину, вначале было слово! А затем? Затем – народный танец и музыка, которые сделали нашу жизнь радужно-многоцветной и духовно богатой.

Будучи богословом и прозорливым политиком, Ахмат-Хаджи живо поддержал идею возрождения ансамбля «Вайнах», так как твердо верил: пока в горах звучит пондар и танцуют лезгинку – народ не сломлен. Он верил в великую мобилизующую и созидательную силу Искусства, Образования, духовного и физического Здоровья нашего народа, ради которого он отдал свою яркую жизнь. А потому вполне логично, что Ахмат-Хаджи Кадыров – вслед за строителями – в числе первых стал возвращать в израненную республику деятелей культуры. Чтобы они вместе с врачами, учителями, учеными, спортсменами и другими специалистами возрождали, делали краше и уютнее наш общий Дом – Чеченскую Республику, этот разрушенный варварами Храм.

И поэтому я, вместе со всеми, Свидетельствую: велики и богоугодны были дела и помыслы нашего первого Паччахьа Ахмат-Хаджи Кадырова! И пусть в Судный День они лягут на правую чашу весов, в сторону нашего Спасения!

Такие вот мысли, читая Дикалу.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.