http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Женщина - хранительница Очага Печать Email

 

 

О роли женщины в современном чеченском обществе говорили собравшиеся 17 августа на Круглом столе в редакции “Наны”. В беседе приняли участие известные в республике женщины: директор департамента мониторинга СМИ министерства ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации Аза Газиева; декан факультета государственного управления ЧГУ Малика Буралова; журналист агентства “Грозный-информ” Санет Магадаева; заместитель главного редактора республиканской газеты “Вести Республики” Умиша Идрисова; начальник отдела центра духовно-нравственного воспитания, журналист Зайнап Эльдерханова; сотрудница республиканской газеты “Вести республики” Цакаева Роза; преподаватель истории Малика Алисханова; правозащитница, председатель РОО “Материнская тревога” Зайнап Межидова.

Главный редактор журнала, писатель Лула Куни начала свое выступление с известной пословицы: “Воспитывая мальчика, воспитываешь мужчину, воспитывая девочку, воспитываешь нацию”. “В мудрости и актуальности этого афоризма не приходится сомневаться. Последние два десятка лет в полной мере раскрыли сокровища души чеченской женщины-Матери, показали, на какие тяготы она способна себя обречь ради спасения ближних. Этому мир был свидетелем и в годы кровавых разборок на территории нашей республики, и в годы послевоенной разрухи… И всё это – при абсолютной готовности наших женщин оставаться в тени, не требуя за свой ежедневный подвиг ни благодарности, ни почестей”, – отметила она. По мнению собравшихся, чеченская женщина в самые тяжелые времена оставалась в русле исконной морали, не изменяя заветам предков. Она, без сомнения, является истинной хранительницей очага, и во многом именно от женщины зависит, будет ли этот очаг согревать семью долгие годы. Следует отметить, что в последнее время вопросу роли чеченской женщины в обществе уделяется повышенное внимание. Президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым в республике учреждён День чеченской женщины. Об этом напомнила присутствующим Аза Газиева: “Введение этого праздничного дня – дань уважения подвигу 46 девушек, которые были пленены царскими солдатами после сожжения села Дади-Юрт и героически погибли при переправе через реку Терек 15 сентября 1819 года, предпочтя смерть бесчестию, а также всем чеченским женщинам, проявившим высокую стойкость и ответственность за судьбу народа в период депортации и в годы военных кампаний последних лет”.

...Однако современный мир не стоит на месте. Да, чеченка всегда была столпом нравственности нашего общества. Но сегодняшние реалии требуют от неё также адекватного и личностного уровня, и образованности. “Как говорила Маргарет Тэтчер, дом должен быть центром, но не границей мира женщины. Но для того, чтобы Дом был действительно центром её мира, этот самый мир должен быть в изначальном Равновесии. А именно этого и нет. Война лишила нас очагов, а значит, лишила основы нашего женского мира. Именно поэтому чеченская женщина не может позволить себе пребывать в извечном женском “бытовом коконе”, ограниченном апологетами мужского доминирования пресловутыми тремя “К”: “кухня, церковь, детская” (“Kьche, Kirche, Kinderzimmer”). Чеченскую женщину сегодня заботит, прежде всего, в каком мире предстоит жить её детям. А потому она считает себя вправе и обязанной быть в курсе большой политики – всего, что определяет вектор дальнейшего развития нашего общества”, – заметила Лула Куни.

“Только умная и образованная женщина может воспитать хорошего человека. Интеллект ребенка прямо пропорционален интеллекту матери. Это аксиома, – отметила Малика Буралова. – Если мать не является для сына или дочери авторитетом и дети не стремятся ей подражать, то вряд ли она сможет воспитать умного и грамотного человека и гражданина”.  С этим мнением не согласилась Аза Газиева: “Женщина может не иметь высшего образования, но при этом быть очень мудрой и хорошей матерью. Сегодня нам не хватает мудрости наших бабушек, их жизненных университетов. А это хорошая основа для воспитания настоящей горянки. Их отсутствие, к сожалению, сказывается на подрастающем поколении. В период военных лет, да и в тяжелое “межвоенное” время, произошла некая трансформация вековых устоев в нашем обществе. Ведь когда стоит вопрос о физическом выживании, на многие моменты приходится “смотреть проще”, а порой они и вовсе нивелируются… И эти последствия намного страшнее любых разрушений. Необходимо уделять большее внимание этическому воспитанию подрастающего поколения. По мнению Малики Бураловой, образование всё же играет важную роль в личностном росте женщины: “Во времена наших мам и бабушек женщина могла не иметь образования. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют задумываться о необходимости получения женщиной достойного образования. За свою многолетнюю практику я заметила одну интересную закономерность: среди лучших выпускников наших вузов девочек – в процентном отношении – на порядок больше, нежели молодых людей. Однако по прошествии энного количества лет обнаруживается, что во властных эшелонах превалируют именно мужчины. Наши юноши-выпускники, уступая девочкам в плане успеваемости в вузах, позже становятся весьма неплохими руководителями… В чем секрет? Он очень прост – те умненькие девочки-отличницы, радовавшие родителей и преподавателей своими и благонравием, и успеваемостью, во взрослой жизни становятся достойными супругами, матерями семейств и в новом статусе, так же, как и в юности, со всей серьезностью относятся уже к необходимости помогать супругу в его карьерном росте. Следовательно, образованность женщин только способствует укреплению института чеченской семьи”. Малика Алисханова, в свою очередь, поделилась интересными наблюдениями, сделанными ею в ходе исследовательской работы: “Проводя работу по изучению семейных архивов и трудов выдающихся чеченцев прошлых столетий, читая исторические хроники, я обнаружила интересный факт. Во многих изданиях тех лет дается их подробное жизнеописание, но о жёнах наших героев сказано очень мало. Хотя многие из них владели несколькими иностранными языками, имели блестящее образование. То есть, получается, жёны оставались в тени своих мужей, поддерживая и помогая им во всём. Многие из этих героев, биографии которых я изучаю, возможно, стали теми, кем стали, именно благодаря таким жёнам. Наверное, в этом заключается женская мудрость. Сейчас я занимаюсь изучением биографий жён видных общественных деятелей”. Зайнап Межидова вспомнила, как в годы войны стала очевидцем подвига двух чеченок, сопровождавших совершенно незнакомых им парней, которых незаконно уводили “федералы”, – они назвались их родственницами и уехали с ними, сев в военный “уазик”: “Я так и не узнала имён этих достойных женщин. Но выяснила, что их вместе с молодыми людьми, к счастью, отпустили, когда вынуждены были признать, что задержание было незаконным”.

”Я хотела бы затронуть довольно болезненную для нашего общества проблему – проблему прав женщины. Согласитесь, какой бы образованной или продвинутой женщина ни была, у неё нет абсолютно никаких прав именно с точки зрения того самого общества, которое эти самые права декларирует. И, самое поразительное, это же общество – при любом раскладе – вменяет в вину нашим женщинам всё, любую погрешность в одежде, любой проступок или ошибку в поведении, в соблюдении повседневного этикета… При этом абсолютно не заботясь о самых насущных её потребностях. Её буквально завалили массой обязанностей – и “кормильца” семьи, и воспитателя, и “стрелочника” всех семейных проблем. Ей просто некогда вспомнить, что она просто женщина, некогда заняться собой, элементарным воспитанием детей…” – отметила Умиша Идрисова. Цакаева Роза согласилась с ней, что на чеченскую женщину возложен непомерный груз обязанностей, в то время как мужчинам стоило бы задуматься о более ответственном отношении к своим обязанностям главы семьи, к роли доминирующей части нашего общества: “Я считаю, не нужно оглядываться в прошлое в решении тех или иных вопросов – мир меняется и меняемся мы. Необходимо уделять внимание проблемам современной женщины и опираться нужно в воспитании на гендерный принцип. Должна быть чёткая градация мужских и женских обязанностей в процессе воспитания детей”. Ее поддержала Зайнап Эльдерханова: “Важно делать акцент на возврате к родниковым истокам нашей ментальности именно в вопросах воспитания. Взять самое ценное из того, что оставлено нам в наследие нашими предками. Необходимо воспитывать детей в имане. Это определит направление их дальнейшего личностного развития”. В ходе дискуссии участницы встречи затронули и проблему прав разведённых женщин. Санет Магадаева напомнила, что нередко женщине после развода не позволяют общаться с детьми. Это становится драмой не только матери, вынужденной жить в разлуке с ними, но и ломает неокрепшую психику детей. Она также отметила: “Образцом истинной чеченской женщины для меня всегда была моя мама. Говорят, трудности, с которыми сталкивается человек, закаляют его. И я с этим согласна. Мама растила нас в не самые лучшие годы её жизни, она работала в двух местах, чтобы нас прокормить, но, вместе с тем, мы не можем пожаловаться на нехватку внимания с её стороны или сказать, что она что-то недодала нам в плане воспитания. У нее была своя строгая концепция правил и этических норм, которую она сумела нам передать”.

...Несомненно, проблема положения женщины в современном чеченском обществе – многогранная тема и предполагает откровенный, нелицеприятный разговор на более пафосных форумах. Думается, разговор, начатый в редакции журнала, будет иметь ожидаемое продолжение.

/Л. К./


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.