http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Время молодого художника Печать Email

Николай Балицкий

 

 

Я набрал в поисковике «художник Екатерина Балицкая. dumkaptaha» и увидел массу информации: выставки, сайты, клипы, картины, статьи. И меня таки чуть не «задушила жаба»: почему я, отец своего ребенка, до сих пор ничего не сказал миру о достижениях своего чада?

Прошу прощения у многоуважаемого читателя, если этот опус мало будет походить на эссе – мне привычнее писать рассказы.

Более того, я не буду пытаться объяснить зрителю смысл произведений Екатерины Балицкой. Во-первых, это неблагодарное занятие, а во-вторых, я считаю, что не стоит навязывать свое видение, ведь каждый найдет что-то свое и разглядит то, о чем даже и не задумывался автор.

Мне просто хочется поделиться своими впечатлениями от того, чем наслаждаюсь уже много лет, что увидел и что прочувствовал я сам.

 

 

 

С детства Катя проявляла интерес к творчеству: занималась танцами, окончила музыкальную школу по классу флейты и там же, в Судаке, прибрежном крымском городке, – художественный кружок «Солнышко». Со временем живопись победила музыку и танцы. В рисунках юной художницы моментально запечатлевались образы, возникающие в ее воображении в данный момент, проглядывались фантастические, даже где-то мистические нотки.

Во время учебы в Николаевском филиале Киевского Национального Университета культуры и искусства Катерина привлекала внимание преподавателей своим творчеством, но на первых курсах говорить о написании каких-то произведений, естественно, не приходится.

Все произошло, как это часто бывает, совершенно случайно. После открытия выставки одного из знакомых, Катя вместе с друзьями-студентами попала на фуршет, который проходил в мастерской художника-дебютанта. «Шведский стол» был накрыт посредине мастерской. А вдоль стен и по углам помещения стояли огромные подрамники, мольберты с частично расписанными холстами, краски и кисти.

Увидев это изобилие инструментов и материалов для творчества, Катерина пришла в неописуемый восторг. Наскоро перекусив, она тихонько отошла от стола и, спросив разрешения хозяина мастерской, попыталась изобразить что-то на небольшом чистом холсте...

По окончании вечеринки картина была готова, и гости начали увлечённо комментировать увиденное. Большинство рецензий были явно положительными, это подтолкнуло Катю к более серьезному отношению к своему творчеству.

Увлечение живописью и графикой способствовало более качественному выполнению дипломных работ, и в 2007 году она успешно окончила университет по специальности «художник-график, дизайнер, преподаватель». Работая по специальности в различных учреждениях, Екатерина много времени уделяет изобразительному творчеству, учит детей – и сама любит учиться.

Через восемь лет она окончила курс «Новые художественные стратегии» в Московском Институте проблем современного искусства (ИПСИ) и осталась работать в столице. Этот период имел большое значение для становления молодого художника.

Научить технике рисования, живописи можно каждого. Но невозможно научить будущего художника своим творчеством вести диалог со зрителем. Это дано не каждому. Возможность понимания и восприятия мыслеобразов Художнику, как, впрочем, и Зрителю, нужно искать только внутри себя. Воображение – великий дар, посланный человеку, благодаря которому праздник жизни гарантирован всегда и везде. В современной музыке есть такое понятие как интеллектуальный рок. Его представители пишут не тексты к песням, а стихи, которые могут выступать отдельными литературными произведениями. Мне кажется, творчество Екатерины – это интеллектуальная живопись, принцип которой определил Поль Валери: «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено», и, как бы в продолжение этой мысли, Иван Айвазовский: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом».

Ничто не возникает на пустом месте и не всегда возникает в месте привычном. Деревья не всегда произрастают на плодородной почве – мы часто видим их проросшими в пустынях, на скалах и даже на крышах домов. В окружающей нас жизни так много сюрреалистичного, абстрактного, что мы порой не замечаем этого, а когда видим это на холсте, то почему-то недоумеваем и возмущаемся. Работы Балицкой есть продолжение нашей сложной и многообразной жизни суперсовременными средствами модёрнити. Молодая художница развивает мысли и послания, которые дошли до нас со времен Иеронима Босха, предвестника сюрреализма в живописи, творившего почти полтысячи лет назад (!), Василия Кандинского – одного из основоположников абстракционизма, Поля Гогена – яркого представителя модернизма. Неудобоваримые произведения представителей этих направлений всегда возмущали общество своей непонятностью, но когда зритель хочет разобраться во всех этих «измах», тогда он начинает видеть зерно смысла и понимает, что его предупреждают об опасности. Эти художники вот уже несколько столетий предупреждают – для некоторых назойливо: «Ждите опасности! Ждите беды!». Но их не слышат. В сложных сюжетах их картин не хотят видеть глубинного смысла, вложенного художниками. Более того, их быстро забывают и не хотят вспоминать. А от забывчивости рождаются войны и другие беды. Современные художники, продолжая традиции прежних возмутителей общественного покоя, напоминают нам сегодня о главном, сущем.

Настоящее искусство не знает границ и не требует перевода смыслов, оно очень индивидуально. В диалоге «художник-зритель» все важно. Это не азбука Морзе: что передал – то и получил. Всё зависит от личных фантазий зрителя, уровня его восприятия и восприимчивости к образному языку, культурологического и эмоционального багажа и многих других составляющих… Разные люди или одни и те же, но в разные времена, поймут друг друга по-разному. Мне кажется, искусство имеет право на жизнь, если оно не несет разрушение. У Балицкой в работах царит Любовь – к жизни, человеку, природе, сущему. Когда я пересматриваю картины, посвященные этой вечной теме, на память приходят слова: «Любовь смотрит сквозь розовые очки, превращая медь в золото, бедность – в богатство, а слезы – в жемчужины». Эта испанская поговорка как нельзя лучше характеризует любовную тему в творчестве Екатерины. Переполнена этим святым чувством серия работ «Города»: названия и содержание таких произведений как «Согласие», «Внимание», «Красота» говорят сами за себя.

В каждой картине Балицкой есть какая-то загадка, интрига. Разгадайте ее, и вы станете богаче еще на одну тайну. Попробуем приоткрыть завесу над некоторыми тайнами художницы вместе.

…История создания этой картины тянется из самого детства художника. Когда Катя была еще дошкольницей, немецкая подруга Сабина подарила ей куклу, «сделанную своими руками и с любовью», – как сказала Сабина, когда вручала Кате клоунессу. Это так впечатлило маленькую девочку, что она назвала куклу Сабиной и до сих пор не расстается с подарком. В социальных сетях выложено множество фотографий их совместных путешествий по разным городам и странам, где Сабина зачастую является чуть ли не главным героем. Почему? Да потому что клоунесса умна, начитана, имеет философский склад ума и может помочь в любой сложной ситуации. Вот и на картине Сабина сидит рядом со стопкой книг как символом знаний. Радуют глаз оранжевые плоды, ведь фиглярша веселая – она поднимает настроение, если вдруг напала грусть. Несмотря на свою шутовскую сущность, она – умудрённая жизненным опытом и книжными знаниями – может позволить себе в легкой шутливой манере говорить любому человеку то, что думает, не боясь последствий. А что возьмешь с клоуна?

Если посмотреть на серию картин «Прятки», то мы увидим, что это самая многочисленная галерея, состоящая из живописных полотен и графических работ. Текстовое сопровождение серии «Прятки», которое художник широко применяет на сайте, дает не только позитивное направление мышлению, но и дает нам – зрителям – практический психологический совет: «Каждый день человек прячет и удерживает множество эмоций, порывов, желаний. Этикет и общество контролируют движение наружу каждого индивида. Технократическая часть интеллекта в своей эволюции опережает развитие сознания. Человечество преуспело в открытиях и изобретениях, но по-прежнему глухо к собственному языку тела. Бессознательное не понимает слов, поэтому если вы хотите договориться, разговаривайте сами с собой мыслеобразами. Механизм взаимодействия сознательного и бессознательного иногда называют интуицией. Благодаря закону сохранения энергии, каждая возникающая эмоция не может просто так исчезнуть. И если человек не отреагировал, не выразил эту эмоцию, то эта биоэнергия трансформируется в мышечное напряжение. Благодаря таким «пряткам», происходит перевод психических реакций в физические зажимы. Наше тело – словно карта наших собственных проблем. И если знать грамоту, можно прочесть смысл и найти себя».* Найти себя не только в художественных образах, изображенных на картинах и графических зарисовках серии, но и в себе самом. Жизнь не игра в салки, а постоянный поиск смысла.

Творчество Балицкой удивляет тонким психологизмом. Наверное, это связано с ее увлечением данным предметом еще со студенческой скамьи. Коллажи приглашают зрителя к психоанализу и являются готовыми эскизами для психологического кабинета. А психоанализ, как известно, нужен всем, в том числе и самим психоаналитикам. Мысль человека настолько глубока, насколько реальный мир подвластен изображению – будь то краски или рифмы. На холсте и бумаге нет ничего невозможного: совмещение несовместимого позволяет высказаться каждому, в какой бы ипостаси он ни выступал.

А вот работа, наполненная экспрессией и абстракциями, в которой чувствуются мотивы картины Мунка «Крик». «Реалити» – это набор взаимопоглощающих событий, в которых, в свою очередь, происходит постоянный процесс взаимозамены противоположных смыслов».* Эта картина – конфликт, крик души, поиск самого себя в нашем сложном противоречивом мире, стоящем на пороге экологических и социальных катастроф. Движение по кругу с нервными линиями очертаний Земного Шара подчеркивает нестабильность нашего присутствия на Земле. Сможет ли человек, погружённый в страшный круговорот своих низменных инстинктов, вынырнуть из него? Сюжет протягивает ниточку в начало прошлого века, когда работы экспрессионистов предвещали нетрадиционные начала и обновление художественных форм грядущего модернизма и сегодняшнего модёрнити. Явные и неявные, часто неосознаваемые линии картины ведут нас в тревожный мир размышлений о нашей будущности. Как Мунк на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий своим «Криком» предупреждал о грядущих революциях и войнах, так и Балицкая своей картиной «Реалити» выражает тревогу о днях сегодняшних и грядущих.

В картине «Корабль дураков» традиционными, на протяжении уже более пятисот лет, средствами выражения, но современным языком, Балицкая продолжает тему, затронутую художником Иеронимом Босхом еще в пятнадцатом веке и продолженную в середине прошлого века писателем Кетрин Энн Портер, по роману которой был поставлен художественный фильм «Корабль дураков». Но если у предыдущих авторов корабль еще был на плаву, то у Катерины «Корабль дураков» уже никуда не идёт. Остался от всего изобилия только один робот, который следит за тем, как судно постепенно врастает в дно моря. Единственному уцелевшему некуда возвращаться и некому рассказать, что же действительно произошло с кораблём и его командой».* Та тревога о судьбе человечества, которую стремились донести Босх и Портер, не была услышана людьми, и они готовы сделать последний шаг, чтобы оказаться на дне. Картина наполнена трагизмом: спасательному кругу некого спасать, дереву некуда пустить корни, роботу среди ненужного хлама даже негде будет подзарядить аккумулятор, а значит и он вскоре прекратит свою деятельность… Какое это имеет отношение к нам? Никакого. Хотим ли мы такого конца? Наверное, нет. И, тем не менее, не обращаем никакого внимания на послания, который век регулярно поступающие к нам.

Перспективный мастер может писать картины и на заказ, но для этого нужна интересная тема или достойный человек, если речь идет о портрете. Картина «Ас» – заказная. Зная о трагическом прошлом заказчика в начале его авиационного пути, живописец вносит символический элемент – бумажный самолетик, которого чья-то рука запустила над подсолнухами. Неудачник, было, врезался в цветок, но какая-то неведомая сила подхватила его вверх – к Крымским горам, к выполнению давней мечты, к свободе и успеху.

Когда на сайте Балицкой нажимаешь кнопку «Графика», попадаешь в мир эмоций человека: от едва уловимых до ярких, как взрыв; от возбуждения и обиды до философского осмысления трагедии; от эмоций трудного детства до мудрой старости. Человек – это космос, целостный мир. И этот мир удивительно многообразен. Но благодаря тому, что нас объединяет единая ткань – наша жизнь, мы видим, в чем мы похожи, а в чем нет. «Человек амбивалентен и обладает полярным видением реальности. Словно две половинки мозга, все значения для сознания делятся надвое, на противоположные части, на чёрное и белое. И, обычно, то, что не нравится субъекту, он прячет, вытесняет в тень. Тут, в тени, благодаря закону сохранения энергии, живут эти ненужные эмоции и чувства. А из мира теней неблагоприятные процессы устремляются в тело человека в виде боли и прочих неприятностей. Каждая эмоция достойна того, чтобы быть проявленной. Создавайте свой целостный мир!».*

Космополитизм и толерантность в полной мере присущи творчеству Екатерины. В этом я еще раз убедился, пересмотрев ее работы «Стража», «Спящая африканская белая медведица», «Ловцы снов» и другие. У Балицкой есть опыт работы с арт-объектами. Еще Цицерон сказал: «Нет ничего более изобретательного и более упорядоченного, чем природа». Человек как часть природы изобрел кисти, краски и массу других полезных и функциональных вещей. Казалось бы, простая коробка с карандашами, но художник видит в ней нечто большее – скульптурный портрет современного человека:

«Карандаши – скульптура о художественном самореконструировании. Возможности саморазвития, самоконструирования и даже переизобретения себя с каждым днем расширяются и становятся все более доступными и актуальными в современном обществе. Человек выбирает или сочиняет историю о себе, примеряет образы, меняет тело, приукрашает или усугубляет реальность. Внешний мир переполнен «твитами», которые легко укладываются в бессознательное и репрезентируются. Это вынужденные изменения, естественная эволюция субъекта. В «Карандашах» объединены два повседневных образа – гвоздь и карандаш. С помощью даже маленького гвоздя объект удерживает структуру. С помощью даже простого карандаша возможно преобразить мир. Эта скульптура – портрет современного человека».*

Интересный опыт работы по оформлению дизайна обложки книги для первого русскоязычного издания Вики Кинг «Как написать кино за 21 день». Но, думается, со временем Екатерине придётся создавать дизайн собственной книги стихов. Художник и поэт… По-моему, это очень разные и очень похожие судьбы в творчестве. На сайте Балицкой есть раздел СТИХИ, которые автор публикует с 2015 года. А с участием в Костромском международном конкурсе поэзии «Предлог-2016» лира Балицкой зазвучала звонче.

Строки стихов, как мне показалось, часто перекликаются с сюжетами живописных произведений. Картины – как мысли, а мысли, как птицы, взлетают с холста и садятся на белый лист бумаги.

 

Соломенный,

Яркой звездой облучённый,

Не сломленный,

Солнца лучом опалённый,

Стоит один,

Забытый своим генералом,

Не внук, не сын.

Синий цветок в скалах.

Все говорят о том, что сегодня молодые художники бьются головой о стену и, окровавленные, пробивают ее, а там – такое же ограниченное пространство и нет выхода на свободный простор. Они хотят признания, понимания, движения навстречу и … остаются один на один со своими проблемами. Они не являются членами официальных союзов художников, не пользуются никакими преференциями, работают на грани выживания, а мы ждем от них прорыва. Великое «можно», которое пришло с началом 90-х прошлого века, дало толчок, шанс многим художникам андеграунда. Им было легче на этой волне стать популярными и узнаваемыми. Но в 2000-х этим уже никого не удивишь. И в этом еще одна сложность. Чем удивлять зрителя? Только талантом! Любая дорога, в том числе и к успеху, начинается с первых шагов. Катерина сделала эти шаги, а они особенно трудны, если ты не имеешь наставника в творчестве. Впереди – кропотливая повседневная работа. Кто сегодня может сказать наверняка, какие современные художники останутся в памяти грядущих поколений?.. Известно, что никто из критиков – современников Матисса – не отзывался о его работах положительно. Тем не менее, это не помешало Щукину и другим меценатам купить его работы, которые позже стали легендарными. Я думаю, Балицкой как натуре тонкой, чувствительной, ранимой, конечно, важно, что ее творчество находит своего зрителя и постепенно занимает достойное место в широкой палитре современного искусства. Но более важны для нее процесс познания мира и уровень ее личностного мировосприятия. В одной из своих песен Долли Партон поет: «Если ты мечтаешь о радуге, будь готова попасть под дождь». Мы не способны сделать свою жизнь дольше, но мы можем ее раскрасить в радужные цвета, сделать шире и глубже. И в этом деле у нас есть хорошие помощники – молодые художники и поэты.

Творчество Балицкой не дает ответа на вопрос: «Как жить?» Скорее, оно спрашивает: «Как Ты живешь?» И поэтому завершить экскурс в творчество Екатерины хочется ее полотном «Внутренний покой». Всё в этой картине призывает нас остановиться в сумасшедшей повседневной гонке за материальным благополучием, карьерным ростом… Остановиться, чтобы разобраться в самих себе. И в своем истинном предназначении... Композиция картины, симметрично разделенная спокойными пастельными тонами фона. В центре – фигура мальчика. Одухотворенный взгляд ребенка устремлен вдаль, в будущее. И одновременно мальчик словно погружен в себя. Его взгляд проникает глубоко в душу, и мы спрашиваем себя: «Достойно ли мы пребываем в этом мире?»

 

Ноги устали

и идти больше не могут

в зазеркалье.

Смотреть не буду вокруг.

Нас продали

и вряд ли чем-нибудь помогут.

На причале

нас ждёт корабль без кают.

___________________

* цитаты – с сайта Е. Балицкой «Думкаптаха – размышления на холсте и бумаге о взаимосвязях в пространстве» http://dumkaptaha.com/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.