Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Все гениальное не подвластно времени Печать Email

М-С.Х. Селяхов, заведующий отделом использования и популяризации ОКН Аргунского музея-заповедника

 

До того, как появились водяные мельницы, муку вайнахи делали ручным способом с помощью зернотерок. В основу их работы был положен принцип трения, создаваемый вращением верхнего каменного круга (жернова), закрепленного в центре нижнего круга (основания) металлической осью или деревянным клином. Для удобства вращения, на краю жернова в специальном углублении ставилась ручка, и строго посередине находилось круглое отверстие величиной в детский кулак. В него небольшими порциями сыпали зерно. На основании от центра делалось конусообразное канальце длиной 7-9см, которое выполняло функцию поглощателя поступающего зерна. Сам процесс получения качественной муки был довольно непростым занятием и требовал от работающего определенных навыков. Прежде всего, ему необходимо было постоянно контролировать соотношение частоты вращения круга с количеством подаваемого зерна. От правильного баланса этих двух составляющих напрямую зависело то, какого помола будет полученная мука: грубого или мелкого. На нижней части жернова и на поверхности основания густо наносились мелкие зазубрины в виде перекрещивающихся узоров. Они, являясь своеобразными зубцами-выемками, служили для крошения зерна. В результате длительной работы зазубрины изнашивались, поэтому их приходилось периодически обновлять, используя специальный молоток (качал).

В народе существовало старинное поверье, согласно которому, принято было считать, что на вкус и целебные свойства муки, прежде всего, сказывается душевное состояние ее производителя. Наверное, ввиду этого в вайнахских семьях лица, перенесшие психические травмы и горе, к работе на зернотерки не допускались.

Чеченская ручная мельница называлась словом кахьар, а кукурузная мука, полученная на нем, – ахьар. Между этими совершенно разными по значению словами, по звуковому составу разница лишь в одной единице – «к». Тут налицо, бесспорно, тот факт, что слово «ахьар» – образовано как производное от «кахьар» способом усечения звука – «к».

До того, как в конце ХVI – начале ХVII вв. кукуруза окончательно утвердилась в среди вайнахов как основная хлебная культура, муку делали из пшеницы и ячменя и называлась она «дам». Например, мекха дам, к1а дам. Скорее всего, чеченское название муки «дам» тоже получено, как и «ахьар», методом усечения первого звука от слова «адам» (человек).

Ручная мельница (кахьар) являлась простым, довольно неприхотливым устройством. Она при необходимости разбиралась на две части. Жернов легко отделялся от основания, а также ставился обратно на свое место. Это позволяло даже одной женщине, не прибегая к посторонней помощи, переносить мельницу с места на место и делало ее весьма удобной для транспортировки. Перед работой кахьар тщательно чистили, потом ее ставили в специальный мукосборник – деревянный ящик прямоугольной формы с низкими бортами. По установившимся правилам, вращение жернова производили правой рукой против часовой стрелки, а левой подавали зерно. Но при этом, надо заметить, после того, как круг приведен в движение, чередование рук по мере необходимости допускалось, чтобы равномерно распределить на них нагрузку.

Раньше у чеченцев существовал такой обычай, предписывающий определенные правила для молодоженов в начальной стадии их брачного союза. Так, на первом этапе становления молодой семьи их не отделяли, то есть, они жили в родительском доме со стороны мужа, имея общее хозяйство, очаг и стол. Невеста, находясь под надежной опекой со стороны свекрови, проходила своего рода стажировку – накапливала необходимые навыки и опыт для самостоятельной жизни. Она жила в доме свекра, но при этом имела свой угол. Из общего фонда семейных земель сын получал определенный надел для строительства дома и ведения своего хозяйства. Так же ему передавались в собственность лошадь, определенная часть скота и хозяйственного инвентаря. Родители невесты тоже вносили посильную лепту в становление молодой семьи. Они могли включить в качестве подъемных в приданое второго потока все, что необходимо для ведения отдельного личного хозяйства, начиная от коровы и кур и заканчивая всевозможными предметами быта. Ни завершение строительства своего собственного дома, ни даже владение достаточным минимумом имущества для ведения отдельного хозяйства еще не означали, что молодая семья полностью обособилась. По чеченским обычаям, если невеста от отца своего мужа получала в дар ручную мельницу (кахьар), то это обстоятельство воспринималось как факт окончательной самостоятельности.

В зависимости от размеров и качества изготовленного камня, цена ручной мельницы варьировалась от трех баранов до одной средней коровы. А некоторые штучные изделия известных мастеров имели стоимость, эквивалентную отборному быку.

Неправильно будет сказать, что кахьар перед прогрессивным нововведением – водяной мельницей – не устоял и был полностью вытеснен из обихода. Востребованность в нем ничуть не упала в тех районах равнинной Чечни, где рек с сильными течениями, подходящих для строительства мельниц, насчитывалось крайне мало. Более того, запасы муки у любой семьи могли кончиться до наступления весны в силу непредвиденных обстоятельств. А на водяных мельницах, скованных льдом, их не пополнишь. В таких случаях из кладовки или с чердачного помещения доставали кахьар и оперативно решали возникшую проблему.

В период депортации, когда вайнахи, брошенные в обширные казахские степи на произвол судьбы, испытывали неимоверные лишения и трудности, ручная мельница пользовалась особым спросом. Она занимала в быту многострадального народа одно из важных мест, так как являлась в этих условиях единственно доступным способом получения муки.

При создании водяной мельницы (хьера) соблюдена преемственность поступательного развития веками апробированной технологии производства муки. Теперь появилась возможность промолоть зерно механическим способом с применением силы воды. Несмотря на то, что водяная мельница представляла собой революционное новшество своего времени, вместе с тем, в основу ее системы в качестве главного агрегата входили каменные круг и основание, заимствованные от ручного аналога. Это прогрессивное нововведение открывало перед нашим народом широкий горизонт для развития земледелия. Теперь у него появилась возможность не только удовлетворить свою потребность в муке, но и выставить излишки для обмена и продажи. Можно с уверенностью сказать, что самая активная фаза увеличения пахотных угодий для посева зерновых культур в Чечне началась именно с появления водяных мельниц. Что она из себя представляла в плане новизны как функционирующий за счет силы воды механизм? Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что роль человека в его исправной работе очень велика. В первую очередь, мельник (хьархо) следит за тем, чтобы надлежащим образом поддерживался процесс выработки муки по заданному ритму. Для этого он периодически контролирует основные узлы мельницы на предмет слаженной работы, проводит своевременную регулировку и при выявлении тех или иных недостатков сразу принимает меры по их устранению. Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что мельнику в своем лице приходится выступать в качестве оператора и механика. Теперь вернемся к поставленному вопросу и постараемся дать на него подробный ответ. Пожалуй, начнем с того, что путь от задумки до закладки водяной мельницы – это немалый труд, сопряженный с доскональным изучением, прежде всего, самой реки, потом уже и конкретного участка ее береговой линии. Все это делается для того, чтобы, точно установив средние параметры силы течения воды, заготовить соответствующего размера каменный круг. От величины массы и силы течения воды той или иной реки зависели габариты жернова. Здание мельницы в непосредственной близости от естественного русла реки не строили, так как уровень воды в нем резко поднимался во время обильных осадков. Поэтому делали искусственное русло (хьорса, татол), чтобы подвести воду к мельнице, которая находилась на безопасном расстоянии от реки. В начале этого канала находился простой шлюзный механизм, служащий для открытия и закрытия воды. Произвести эти операции можно было простым проставлением деревянного щита с одной ячейки в другую. Также с помощью этого щита, опуская и поднимая его вверх и вниз, регулировался объем воды, поступающий в канал. Чтобы задержать от проникновения в искусственное русло наносимых течением инородных предметов, в начале канала ставилась решетка, которая каждый день очищалась. Наличие этой уникальной системы и своевременно принимаемые профилактические меры, обеспечивали бесперебойную работу мельницы в любую погоду. В конце канала, под углом 45 градусов, устанавливали деревянный желоб (иппа), который от верхней начальной точки до нижней равномерно сужался. В нем вода разгонялась, увеличивала свою силу в несколько раз и концентрированно ударялась на лопасти деревянного колеса, находящегося в вертикальном положении. В результате, оно совершало круговые обороты и вращало жернов, соединенный с ним металлической осью (сема). Чтобы точно передать колорит картины работающей мельницы, необходимо зайти в ее помещение. Сразу в глаза бросается простая конструкция автоматически функционирующего механизма, практически сделанная из подручных материалов. Если не считать нескольких металлических деталей, то вся она состоит из камня и дерева. Самая большая из них – деревянный бункер пирамидальной формы (кхимиль), закрепленный на четырех стойках острым концом вниз. Его размер определялся среднесуточной производительностью мельницы. Обычно, на средних из них устанавливали бункер емкостью 2-3 мешка зерновой массы. Под нижней частью бункера, где находится отверстие, железным штырем снизу закреплен конусообразный желоб длиной 50-60 см. Через него в жернов поступает зерно, передним концом он подвешен крепким шнуром за ручку, которая закреплена на верхней перекладине. При закручивании ее вправо желоб поднимается и, раскручиваясь обратным движением, опускается. Таким образом, регулировалась скорость подачи зерна в жернов. Если она будет высокой, то, соответственно, за единицу времени, в жернов зерна поступит много и мука получится грубого помола. А при умеренной – мелкого помола. От левой стойки бункера до правого борта желоба в небольших пазах вставлена перекладина, в центре которой через прямоугольное отверстие продето лопатообразное приспособление (к1арк1ал). Оно упирается нижним концом в каменный круг и в процессе его вращения подпрыгивает, создавая вибрацию. В результате происходит направленное вниз движение зерна и его бесперебойная подача в жернов. Завершая описание конструкции мельницы, следует сказать, что к нижнему основанию плотно приделан деревянный ящик (гуй), в котором, по мере выработки, накапливалась мука. Из него готовый продукт расфасовывали по мешкам.

Раньше мельницы строили преимущественно из камня, но встречались и с турлучными стенами. Обычно, по размерам классических вариантов, их можно было разбить на три группы:

 

1. Большие, имеющие два вращающихся круга (3х5м);

2. Средние – с одним кругом (2,5х3м);

3. Маленькие, рассчитанные для нужд одной семьи, с уменьшенным кругом (1,5х2м).

 

Почти на всех горных и равнинных реках Чечни, до 44 года ХХ века, было много действующих мельниц. А некоторые из них, по праву, считались рекордсменами. К их числу можно было отнести такие реки, как Зумсойэрк (до 36 мельниц), Хьачаройэрк (около 19-и единиц), Ч1анты эрк (по разным данным – от 11 до 17-и мельниц). По всеобщему признанию, кукурузная мука, произведенная на некоторых из них, обладала изысканными вкусовыми качествами. Такой репутацией, например, пользовалась мельница, находившаяся в селе Урдхой Шатойского района (Мансури хьера). Многие мельницы нашего края носили названия, прямо связанные с именами их владельцев. Например, Незири хьера, Джабраили хьера, Яски хьера, Муци хьера и т.д.

В литературных произведениях и фольклорных источниках разных народов мира собирательный образ мельника наделен, в основном, негативными чертами. Он представлен в них как человек жадный и склонный к наживе за чужой счет. А если судить о нем по веками сложившимся представлениям нашего народа, то здесь он выступает, как ярко выраженный филантроп. Примеров тому было много. Так, скажем, на территории Чечни и Ингушетии раньше было немало мельниц, владельцы которых содержали их для нужд малоимущих односельчан. По преданию, некогда в селении Сандухой Шаройского района Чеченской Республики жил мельник по имени Солта. У него было стадо коров в два-три десятка голов, отара из нескольких сот овец и табун лошадей. Но не это состояние сделало его известным в горах. Он имел мельницу, на которой вдовы и малоимущие жители мололи зерно. Солта никакой платы с них не брал, более того, для доставки зерна и вывоза муки безвозмездно предоставлял им лошадь с телегой. Когда он умер, односельчане больше года держали по нему траур. Солта увековечил свое имя в памяти сородичей как добрый мельник.

Справедливости ради, необходимо отметить, что водяная мельница дошла до сегодняшнего дня в своем первозданном виде, не претерпев за века существенных изменений. Наверное, из-за этого в ее помещении – необыкновенная завораживающая атмосфера, пропитанная духом старины. Под воздействием зрительного эффекта сплошь покрытых мучной пудрой стен, под своеобразный шум вращающегося жернова, вдыхая мятный аромат свежей кукурузной муки, находишься в как бы зачарованном состоянии, – вне времени и суеты повседневности. Как тут, восхищенно любуясь подобной работой выдающегося изобретения наших предков, не вспомнить афоризм, что «все гениальное – просто»… Говоря о классической водяной мельнице чеченцев, я добавил бы: все гениальное не только просто, но и не подвластно времени.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта