http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Синдром дефицита внимания... Печать Email

Н.Ю. Яударова

 

Говоря о такой особенности развития ребенка как СДВГ, следует отметить, что данный синдром является одним из самых сомнительных и спорных душевных расстройств. СДВГ и его лечение ставятся под сомнение, по меньшей мере, с 1970-х годов. В существовании СДВГ сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк – от тех, кто не верит, что СДВГ существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, которых ребенок часто не замечает.

Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса – способности осуществлять сложные целенаправленные движения и действия: это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше, чем у других детей.

Многие психические процессы могут быть полноценно сформированы только при условии сформированности внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции, мышления, мотивации, направленной активности. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко, поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям и считались «трудными» подростками.

Согласно результатам исследования Н.Н. Заваденко, возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57%, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63%.

Еще одна научная работа ставит под сомнение уже сам факт существования СДВГ – ее опубликовали американские нейрофизиолог Дэмьен Фэр и психиатр Джоэль Нигг. Авторы сравнили познавательные способности двух групп подростков – с диагнозом СДВГ и без оного – по ряду параметров: способности понимать и запоминать информацию, концентрировать внимание, отделять информационный сигнал от шума и т.д. Несмотря на то, что дети с диагнозом в целом не отличались, по некоторым параметрам «больные» подростки превосходили «здоровых». Попробуем и мы поучаствовать в дискуссии о проблеме СДВГ.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, определили пять основных пунктов, относительно которых развиваются дискуссии: 1. Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических (подтверждающих заболевание) тестов или характерных физических особенностей организма. 2. Критерии диагностирования часто менялись.3. Не существует эффективного способа лечения. Существующие способы лечения очень длительные. 4. При лечении используются препараты, часть которых содержит психотропные вещества (метилфенидат, декстроамфетамин). 5. Количество диагнозов значительно отличается в разных странах.

Недостаточная ясность относительно того, что можно отнести к СДВГ, создает настоящую дилемму для психолога дошкольного учреждения. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов, связанных с медициной. Для диагностики СДВГ наиболее часто используются критерии классификации психических заболеваний DSM-4. В данной классификации СДВГ разделен на три типа: с преобладанием невнимательности; с преобладанием гиперактивности и импульсивности; смешанный. Согласно этой классификации, диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения, которые: появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх); не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями; вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Помимо этого, учитывается наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме. Невнимательность проявляется: в неспособности сосредоточиться на деталях, допущении ошибок из-за невнимательности; неумении поддерживать внимание; неспособности вслушиваться в обращенную речь; неспособности доводить задания до конца; проявлении низких организаторских способностей; отрицательном отношении к заданиям, требующим умственного напряжения; потере предметов, необходимых для выполнения задания; отвлекаемости, часто на посторонние раздражители; забывчивости. Гиперактивность и импульсивность проявляются в следующем: ребенок суетлив, не может сидеть спокойно; вскакивает с места без разрешения; бесцельно бегает; не может играть в тихие игры, отдыхать; выкрикивает ответ, не дослушав вопрос учителя; не может ждать своей очереди. Соответственно, смешанный тип – это и то, и другое вместе взятое. Но нужно учесть, что диагноз считается обоснованным при наличии у ребенка, по крайней мере, 8 из 14 перечисленных симптомов, если они постоянно обнаруживались на протяжении как минимум шести месяцев.

Наблюдая детей с проявлениями данного синдрома в дошкольных учреждениях Чеченской республики, мы пришли к выводу, что действительно встречаются очень одаренные в интеллектуальном плане дети, но чаще бывает другой вариант, когда первичное нарушение вызывает вторичное и т.д. Такой малыш нуждается в постоянном контроле психолога, педагога, логопеда и, безусловно, невролога. Результаты исследований, которые мы проводили в течение двух лет в дошкольных учреждениях Чечни, позволяют нам с уверенностью говорить о том, что дети с диагнозом СДВГ имели дефицитарными и другие функции: интеллектуальную, эмоциональную, страдала двигательная координация, нарушалась коммуникация, социальная адаптация и т.д. Выборка составила 23 человека с предполагаемым диагнозом СДВГ. Из данной группы предположение подтвердилось у 21 ребенка, а двое были с педагогической запущенностью, которая в течение короткого времени была устранена с помощью проведенных нами коррекционных занятий и опровергла диагноз СДВГ. Оставшаяся же группа с исследуемым синдромом была направлена к невропатологам и клиническим психологам, и эти специалисты, в свою очередь, подтвердили диагноз СДВГ. Следует отметить, что все диагностические процедуры мы проводили с ведома и одобрения родителей и в тесном с ними сотрудничестве. Это является необходимым условием плодотворной работы, так как после подтверждения диагноза следует сложная коррекционная программа.

Говоря об общей коррекционно-развивающей работе с ребенком, а так же о работе с ним в условиях дошкольного учреждения, нужно отметить, что из числа различных методов немедикаментозной коррекции проявлений СДВГ у детей нами использовались такие методы, как: поведенческая терапия, когда родителям предлагаются определенные стратегии коррекции поведения проблемного ребенка; психолого-педагогическая коррекция, позволяющая грамотно организовать его воспитание и обучение; биологическая обратная связь, основанная на использовании возможностей мозга самого ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция проводилась с учетом интересов ребенка, запросов родителей и наших профессиональных возможностей. Для каждого ребенка мы индивидуально подбирали наиболее приемлемые, на наш взгляд, формы и методы работы. Если у ребенка отмечались при обучении или при специальном психологическом обследовании проблемы, связанные с запоминанием материала, то мы старались определить степень сохранности различных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной или смысловой. Это и служило основой для дальнейших рекомендаций. Например: если преобладает слуховая память, то взрослый должен читать вслух материал, который предстоит запомнить ребенку. Большую помощь в этом может оказать магнитофон, диктофон; если лучше развита зрительная память, то максимально используются средства наглядности. При нарушениях памяти у ребенка родителям следует внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого для заучивания. Это может быть небольшой по объему текст, который не обязательно воспроизводить дословно. Намного важнее понять его и пересказать своими словами. Если требуется выучить стихотворение, его лучше запоминать небольшими частями, постепенно. Перед заучиванием следует подробно разобрать с ребенком смысловое развитие темы, чтобы четверостишия не менялись местами. Затем заучивать по одному отрывку, не повторяя каждый раз все стихотворение.

Для коррекции СДВГ нами использовались также методы, направленные на уменьшение психологической напряженности в семье и дошкольном учреждении, создавалась максимально благоприятная для ребенка обстановка. Необходимо с самого раннего возраста прививать ребенку социально поощряемые нормы поведения, проявлять больше понимания и терпения при общении с ним, чаще хвалить и поощрять, когда он этого заслуживает. Важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физические упражнения, совершая прогулки. Ввиду высокой возбудимости детей с СДВГ, мы ограничивали их участие в массовых мероприятиях, выбирали спокойных и уравновешенных партнеров для игр (причем количество партнеров для каждого ребенка – не более одного). Наши усилия дали неплохой результат: все дошкольники были успешно зачислены в первый класс, мы передали наших подопечных под наблюдение школьного психолога и просили информировать о происходящих изменениях.

В настоящее время продолжается поиск новых методов лечения СДВГ, при этом все более активная роль отводится особой форме поддержки и помощи ребенку и его семье – психолого-педагогическому сопровождению, важность которого стали понимать и принимать даже весьма скептически настроенные люди.

 

Литература:

Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М., 1997.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995.

Кропотов Ю.Д., Чутко Л.С., Яковенко В.А. и др. Применение транскраниальной микрополяризации в лечениии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. 2002. № 5.

Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. М., 1997.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1961.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). М., 2000.

Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания. М., 2001.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. М., 1997.

Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. 1997. Т. 4. №2.

Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически ориентированная психотерапия. М., 1998.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.