Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Предания горной Чечни Печать Email

Селяхов М.-С.Х., заведующий отделом использования и популяризации ОКН Аргунского музея-заповедника

 

 

 

Когда молчит история, слово берет легенда.

А. Дюма-отец

 

 

В горной части Чечни немало заповедных мест, историко-архитектурных памятников, овеянных удивительными легендами и преданиями.

На разных этапах своей истории народ сложил их, веками сохраняя в своей памяти, бережно передавая от одного поколения другому. В основу их легли реальные события, связанные с конкретными людьми, заслужившими своими неординарными самоотверженными делами и поступками всеобщее внимание и восхищение.

 

Закон жизни таков, что все суетное, обыденное – как основа серой повседневности – быстро предается забвению. Как говорится, вчера случилось – сегодня забыто.

Как бы высокопарно это ни звучало, в народной памяти живут поступки, совершенные во имя жизни и добра, ради утверждения идеалов свободы, чести и справедливости. Вот о таких деяниях народом слагаются легенды, дабы увековечить имена лучших из лучших сыновей и дочерей своих.

 

Памятники, вылитые из бронзы или высеченные из гранита, часто уничтожаются при смене политических режимов, становятся объектами глумления вандалов. А все, что стало легендой, обретает особую крепость, перед которой бессильны исторические катаклизмы и людское невежество.

Известный русский писатель А.М. Ремизов дал, на мой взгляд, весьма точную оценку роли легенд в сохранении памяти о человеческой жизни, заметив: «Всякая человеческая жизнь – великая тайна. И самые проверенные тончайшие факты из жизни человека и свидетельства современников не создают и никогда не создадут живой образ человека: все эти подробности жизни – только кости и прах. Оживить кости, вдохнуть дух жизни может легенда, и только в легенде живет память о человеке».

 

Согласно преданию, в селе Гухой более ста лет тому назад жил известный мастер-каменотес Ати Муса, прославившийся своим талантом и благотворительными делами. Когда где-нибудь в горном ауле во время строительства минарета мечети или, скажем, при изготовлении мельничного круга дело шло не так – обращались к нему. Он не заставлял себя долго ждать – сразу приходил и выручал собратьев.

Ати Муса владел никому не известными секретами мастерства, так что не было ему равных в этом деле. Мастер делал из камня корыта, посуду, высекал различные фигуры и детские игрушки. С помощью уникальных способов подгонки и связки речного булыжника возводил арочные мосты протяженностью до 13 метров.

 

Жители высокогорных селений испытывали большие трудности во время паводков, когда горные речки превращались в бурные разрушительные потоки, способные смести все на своем пути: они лишались возможности переправиться к противоположному склону горы для проведения повседневных хозяйственных работ.

Это было связано с тем, что в аулах жилища и хозяйственные постройки – традиционно – компактно располагались на одном склоне, а на противоположном находились пашни, сенокосные и пастбищные угодья. Поэтому, пока погода окончательно не налаживалась, горцы не могли перегонять скот для выпаса на противоположный берег.

Более того, в период продолжительных дождей в горах между населенными пунктами, разграниченными речками, сообщение окончательно прерывалось. Ати Муса, подобно доброму волшебнику, строил арочные мосты из камня в различных селах, и это помогало горцам выходить из сложной ситуации. За эту работу, гласит предание, он платы не брал – мастер строил свои мосты во имя Всевышнего Аллаха.

 

В давние времена, согласно преданию, предки сегодняшних Чантинцев, живущих в селе Дёра Итум-Калинского района, закладывали две боевые башни. Одну – в центре села, другую – за речкой, на крутом склоне горы. Камень добывали в пойме реки.

Доставка камня вверх – к месту назначения – по узкой, извилистой тропинке была сопряжена с неимоверно тяжелым трудом.

Выстроившись в длинную вереницу, рабочие несли на руках камни. Носильщики работали парами. Идущий впереди нес камень, а его напарник шел сзади, страхуя его. На полпути он принимал от своего изнеможенного товарища камень, меняясь с ним местами.

После такого изнурительного труда носильщики не могли приступить к работе сразу на следующий день – им требовалось несколько дней, чтобы восстановить силы. Из-за этого дело шло медленно.

Такие темпы строительства башен никак не устраивали Чантинцев. Ведь им надо было во что бы то ни стало уложиться в установленные Мехк-Кхелом сроки.

Как-то, в разгар строительства, один юноша заявил сородичам, что он нашел выход из сложившейся ситуации. Суть его предложения состояла в том, что вместо людей камень к строящимся башням должны были доставлять мулы.

Для этого он предложил установить кормушки в пойме реки, где заготавливался камень, и у стен строящихся башен, где складывали его.

Мулов некоторое время водили вверх-вниз без груза, чтобы они привыкли к маршруту. Каждый раз им давали при этом отведать из кормушек небольшую порцию ячменя.

У животных очень быстро выработалась инстинктивная привычка совершать восхождение и возвращаться обратно. После такого курса тренировок на них грузили камень, и они послушно шли по знакомому маршруту от одной заветной кормушки к другой, доставляя строителям башен камень.

Благодаря этой исправно работающей конвейерной системе, Чантинцы раньше назначенного срока завершили работы по возведению башен. Благодарные сородичи выдали замуж за сообразительного юношу самую красивую девушку, а молодой семье подарили двух быков и сотню баранов.

 

Существует также предание, связанное с замком Алдам-Гези в Казеное. Когда работы по строительству замка были завершены, Алдам-Гези из Нашхоя (Алдам-Гези был посланником общества Нашхой в Казеное) объявил на всю округу, что устраивает в честь этого события той (пир).

По этому поводу в Казеной съехалось множество достопочтенных старцев и удалых джигитов.

На внутреннем дворе замка в два ряда были расставлены длинные столы с жареными тушами баранов и диких коз на огромных подносах, между ними стояли блюда с большими кусками вареного мяса. Всего для тоя было забито тридцать баранов и два быка. Как полагается по Чеченским обычаям, в знак особого уважения и внимания к гостям, устроили ловзар. Скачки и другие состязания состоялись позже.

На радость друзьям и на зависть врагам, славный получился той: все были очень довольны.

Когда настало время прощаться с гостями, Алдам-Гези сообщил всем присутствующим о своем твердом намерении выдать единственную дочь-красавицу замуж за того удальца, который верхом на коне сможет преодолеть крутую тропку, ведущую к замку.

Многие, знакомые с этой тропой, разочарованно усмехнулись, считая, что Алдам-Гези решил над ними потешиться, ведь условие это было практически невыполнимо: тропа шла вверх к замку, круто извиваясь по скользким каменным плитам, местами сужаясь до одного локтя. Даже пешие с большими усилиями, карабкаясь, поднимались по ней.

 

Как гласит предание, единственный сын вдовы, живший в селе Казеной, с малых лет очень любил дочь Алдам-Гези и не представлял свою жизнь без нее. Какие только дерзкие планы он ни вынашивал, чтобы добиться ее руки!.. Но… стоило ему на холодную голову взвесить все за и против – он убеждался в безвыходности своего положения.

Но как-то ночью, во сне, явился к нему седовласый старец и – голосом отца – настоятельно советовал ему сделать на самом крутом участке тропы настил из бычьих шкур и густо обмазать копыта коня сосновой смолой. Прежде чем исчезнуть, он предупредил юношу, что шкуры должны быть крепко связаны между собой и лежать к замку против шерсти.

Через несколько дней все приготовления были закончены, и сын вдовы, получив благословление матери, решил попытать счастья. Его резвый конь несся, подобный барсу, прыжками преодолевая препятствия. Последний рывок – и он у ворот замка!

Хозяин замка сначала не поверил своим глазам, когда увидел перед собой всадника. Потом стал рассматривать его ноги, считая, что перед ним не человек, а джин.

Когда джигит в одно мгновенье слез с коня и поздоровался с ним, Алдам-Гези узнал в нем сына вдовы, которая жила на окраине селения. Алдам-Гези сдержал свое обещание: выдал за сына вдовы свою единственную дочь, дав за ней большое приданое.

Молодые поженились и прожили долгую счастливую жизнь.

Среди многочисленных родников Шароя особо трепетным отношением жителей пользуется источник, который, по преданию, образовался из ангельских слез. Согласно поверью, когда ангелы с чистых небес наблюдают, как на грешной земле из-за гордыни, зависти и эгоизма люди враждуют между собой, оскорбляя и убивая друг друга, они плачут. Их слезы накапливаются в недрах гор, где находится Шаройское родовое укрепление, и родниковой водой выходят наружу.

Много интересных сказаний существует об этом источнике, приписывающих ему чудодейственную силу.

Так, одно из них гласит, что раз в году, ночью, когда люди крепко спят, все дикие животные мирно выстраиваются в длинную цепочку, чтобы поочередно напиться воды и избавиться от всех болезней.

Рассказывают также, что Шаройцы в старину как зеницу ока стерегли этот родник и ни одному постороннему не давали пить воду из него, так как были глубоко убеждены, что она содержит беркат их родных гор.

Чтобы исключить доступ чужаков к источнику, они круглосуточно охраняли его, выставляя дозор на боевой башне.

Однажды одна молодая аварка, заблудившись, сбилась с пути и нечаянно, не замеченная охраной, забрела к святому источнику. Утолив жажду родниковой водой, она крепко заснула. Утром охрана задержала ее.

Шаройцы на совете решили не отпускать ее, а оставить жить в ауле, поскольку она отведала их беркат – святую воду.

Ее выдали замуж за муллу, и она родила ему шестерых сыновей.

 

Озвученные предания – лишь малая часть богатейшего фольклорного наследия чеченского народа. Сохранить его, обогатить новыми находками, систематизировать и донести до поколений, которым суждено прийти в этот мир после нас, – необходимо.

Чтобы не прервалась живая связь между поколениями и эпохами.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.