http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Права человека и нравственность - это разум сердца Печать Email

Султан Салманов, начальник Управления по приему и консультации граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в ЧР

 

Добро существует там, где его постоянно творят.

 

Идея прав и свобод человека, соединившая нравственные и правовые начала, совпадающая с универсальными требованиями морали, явилась тем общественным идеалом, который человечество искало на протяжении многих веков.

Права человека – одна из вечных проблем человечества. Ее решали в течение тысячелетий, рассматривая с точки зрения политики, права, этики, религии, философии, она решалась по-разному в зависимости от эпохи, ее идей, традиций, социальных приоритетов. Это охраняемая законом мера возможного поведения человека в обществе, направленная на удовлетворение его интересов,  понятие, характеризующее правовой статус человека и гражданина по отношению к государству, его возможности и правомерные притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни.

Права человека во всем мире сближают страны и народы, которые хотят жить в гармонии и согласии, независимо от пола, языка, расы, религии и других различий. Человек – общество – государство – вот три столпа, на которых сегодня держатся и развиваются права человека. Человечество осознало, что без уважения и защиты прав человека нет будущего нашей планеты. Универсальность прав человека позволяет защищать и ставить интересы человека выше, чем какие бы то ни было другие ценности. Универсальность выступает как гарант того, что права человека – это своего рода неписаная конституция человечества в 21 веке. Человек наделен правами только в силу того, что он человек, принадлежит к роду человеческому.

Права человека накладывают на государство правовые обязательства, когда они кодифицированы в законах и международных договорах, которые это государство ратифицировало. Никто не рассчитывает на идеальный мир, но справедливого и уважительного отношения хотел бы каждый из нас. Когда все чиновничьи инстанции пройдены и везде отказано, когда формально все правильно, а добиться решения вопроса по существу крайне сложно и когда далеко не всегда нарушенные права восстановлены благодаря вынесенному судом решению, человек теряет веру в свои силы и саму справедливость. Человек находится в неравном положении по отношению к государству. Государство может навязывать свою волю людям и использовать применительно к ним силу принуждения при внедрении в жизнь своих решений. Фигурально выражаясь, государство размахивает над головами людей мечом. На практике меч находится в руках отдельных государственных должностных лиц, которые несвободны от всех человеческих слабостей, страстей и интересов. Они могут злоупотреблять своей мечесильной властью. В связи с этим людям нужен щит для обороны от несправедливого использования меча. Права человека образуют такой щит, который обеспечивает граждан чувством безопасности при предъявлении своих прав государству. Концепция прав человека основывается на трех положениях: первое – каждая власть ограничена; второе – каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть; третье – каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии к государству.

Права человека обычно делятся на личные, политические, социальные, экономические, культурные и коллективные (права народов). Существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Положения статьи 2 Конституции РФ – «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» – по-прежнему воспринимаются многими скорее как доброе пожелание, нежели руководство к действию.

В этих условиях задачей Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике является информирование о проблемах граждан, формирование таких подходов и такого понимания идеи прав человека, при которых отдельно взятый человек перестает быть бессильным перед государственной машиной. Сегодня ситуация такова, что не только рядовые граждане, но и огромное число должностных лиц обладает низким уровнем правового сознания, и многие из них вспоминают о правах человека лишь тогда, когда сталкиваются с ущемлением собственных прав. Непременными условиями цивилизованного разрешения политических и социальных конфликтов, поддержания гражданского мира и согласия в обществе являются партнерские отношения общества и власти, наличие развитых институтов гражданского общества. Соблюдение прав и свобод человека не только способствует раскрытию созидательного потенциала личности, ее самосовершенствования, но и укрепляет государство.

Роль государственной правозащитной структуры и, в частности, Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике заключается в том, чтобы стать «мостом» между властью и обществом. Как государственная структура институт Уполномоченного, в отличие от других органов власти, является легкодоступным, повышает уровень привлекательности самой власти для рядовых граждан. Специфика его работы такова, что он может дать всегда совершенно новый взгляд на решение возникающих проблем. Основным признаком института Уполномоченного является его самостоятельность и независимость, непринадлежность ни к одной из ветвей власти, он является вспомогательным государственным органом, дополняющим существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Смысл института Уполномоченного заключается в том, чтобы защищать людей от нарушения их прав, злоупотреблений властью, ошибок, халатности, несправедливых решений и плохого управления; в том, чтобы усовершенствовать публичную администрацию и сделать правительственные действия более открытыми, а правительство и его служащих – более ответственными перед обществом. Положительного результата можно достичь, лишь действуя методом убеждения, оказывая морально-правовое воздействие на администрацию, предавая гласности факты нарушения прав человека должностными лицами, государственными и муниципальными служащими.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина выступает главной формой защиты в конституционном механизме. Это обусловлено тем, что личность и государственная власть – органически взаимосвязаны. Государственная власть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобод, а личность участвует в формировании государственной власти. Поэтому ошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более, допускать нарушение баланса между ними. Государственный правозащитник – это не только юрист и психолог, но и учитель, который своими знаниями и опытом старается помочь тем гражданам, права которых были нарушены. Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Садиевич Нухажиев, который задолго до создания института Уполномоченного стоял у истоков становления правозащитного движения в республике, и его аппарат, правозащитные организации являются теми артериями, которые несут обществу правовое образование, разъясняя механизм защиты прав человека и оказывая помощь в восстановлении нарушенных прав.

На всё и всех правозащитников не хватит. Еще достаточно должностных лиц, нарушающих права человека. Поэтому каждый человек должен сам иметь желание учиться защищать свои права. Право – это не то, что кто-то вам дает, а то, что никто у вас отнять не может. Необходимо помнить, что права человека существуют до тех пор, пока он их осознает и защищает.

Плодотворной работе сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека способствует всемерная поддержка руководства республики в лице Главы Чеченской Республики, председателя Правительства, руководителя аппарата Главы и Правительства ЧР, Парламента ЧР.В идеале положительным итогом деятельности всех правозащитников является такое положение дел, когда их работа не будет востребована.

Вместе с тем, это невозможно, пока судьи, прокуроры, следователи, чиновники всех уровней и должностные лица не повернутся лицом к своему многострадальному народу и не станут доступными. Пока они не будут стараться изыскивать возможность помочь, а не наоборот – искать повод отказать своему соотечественнику, попавшему в беду и рассчитывающему получить поддержку и сочувствие в решении своей проблемы. С горечью приходится констатировать, что должностные лица многих учреждений, министерств, ведомств и органов местного самоуправления не оказывают гражданам республики должной помощи и внимания. Попасть к ним на прием практически невозможно. А ведь часто людям нужно просто понимание, участие и доброе слово. Государственные структуры должны взять на себя инициативу и разобраться, чье неисполнение своих функциональных обязанностей является причиной возникновения затруднений в каждом конкретном случае, и кто несет ответственность за неисполнение основной обязанности государства – защиты прав граждан. На практике самому гражданину приходится выяснять, вплоть до обращения в судебные инстанции, почему данное ему Конституцией Российской Федерации право не может быть реализовано и кто в этом виноват.

А если гражданин России не находит справедливости в федеральных судебных инстанциях, ему приходится обращаться в Европейский Суд по правам человека с жалобой против своей страны, что никоим образом не повышает авторитет России на международной арене. Двойные стандарты неприемлемы ни в политике, ни в правосудии, поскольку последствия таких действий губительны для всей Российской Федерации.

 

Чеченский народ сделал свой выбор еще в марте 2003 года, на всенародном референдуме, и он должен быть абсолютно уверенным в том, что государство, в составе которого он находится, стоит на страже его конституционных прав и свобод и за их нарушение виновный понесет наказание. В Чеченской Республике наступил мир, отменен режим контртеррористической операции, восстанавливается экономика, возрождается социальная сфера, осуществляется масштабное строительство. Но остались «следы войны» в душах и сердцах физически искалеченных людей, родственников погибших и похищенных, которые находятся под прессом нерешенных социальных проблем, возникших из-за потери трудоспособности, кормильца, жилья и имущества.

Для того чтобы в нашем государстве добиться межнационального согласия, построенного на принципах толерантности и взаимодоверия, добиться всеобщего народного покаяния и взаимного прощения, необходима объективная и взвешенная оценка событий, происходивших в Чеченской Республике, и заслуг ее народа в победе России над международными террористическими формированиями.

Среди непреходящих нравственных ценностей, влияющих на социальное и духовное обновление общества, одним из важнейших является восстановление правды жизни и правды истории. Правда должна стать нормой отношений в обществе. Слишком велик разрыв между словом и делом, что усугубляет положение, загоняя проблемы вглубь. Происходит порой настоящее глумление над здравым смыслом, игнорируются реальные факты, искажается история, а фальшь и лицемерие выдается за искренность и принципиальность. Общество, в котором правда оказалась в таком положении, не может успешно бороться со всеми проблемами и вызовами сегодняшнего дня, оно обрекает себя на длительную стагнацию и деформацию сознания. Полная и правдивая история поможет не только постичь смысл происходящего сегодня, но и даст нам возможность прогнозировать будущее нашей страны. Необходимо сделать настоящее таким, чтобы им можно было гордиться в будущем, и чтобы нам не было стыдно перед потомками за совершенные нами ошибки.

Благополучие каждого народа тесно связано с его нравственностью и духовностью. Если люди лишаются нравственности и предают забвению истинное знание, приобретенное за многовековую историю Ислама, то души их тотчас заполняются мраком и пороком. Именно поэтому каждый благоразумный человек обязан всеми силами препятствовать разложению нравов и стремиться пробудить в сердцах людей любовь к Исламу и веру в Судный день.

Однако большое количество людей не желает воспользоваться своим разумом для того, чтобы определить смысл своего существования, определить свою Вечность. Они отдают предпочтение животным инстинктам, словно живут только для того, чтобы получать все возможные удовольствия от жизни, а затем просто превратиться в тлен. Однако истинный мусульманин должен верить в Судный День, День, когда воздастся всем по их делам, и вера эта должна проявляться в реальных поступках, в его отношении к ближнему своему. А потому мы, чеченцы, должны помнить о том, что независимо от наличия или отсутствия соответствующих международных правовых норм, к соблюдению прав и свобод человека нас обязывает Закон, ниспосланный Всевышним Аллахом.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.