http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Эссе. Притчи Печать Email

Тауз Исс

После «коммунизма»…

Эссе

Сменились деньги и эпоха.

Другие «измы» на дворе…

Мы живём после «коммунизма»… После жизни. После «той» жизни. Жизнь многих и всех продолжается после «той» жизни. В другом времени. В другом измерении. В других ценностях. Всё сбылось после…. После «изма…» Всех унесла «демократия». Демократизм. Социократический демократизм. Всё сбылось, но по-другому…

После «коммунизма» наступил развитой дикий капитализм. После семидесятилетнего блуждания за горизонтом ничего не обнаружилось, кроме потрёпанного кумачового плаката: «Мы придём к…» Далее текст отсутствовал… Пришлось развернуться на сто восемьдесят градусов… От утопии к утопии….

Началась эпоха разборок… бизнес-планов… бизнес-войн…

Большой стране – большие проблемы…

Время стремительно… времена меняются… ценности вменяются… размениваются… распродаются…

Наблюдается явный, необходимый, замечаемый всеми, не могущий быть незамеченным прогресс …

Например: Интер-национал сменился на Интер-нет… жулики мимикрировали в «олигархов…»... воровство стыдливо спряталось в «коррупцию…»...

И поют не: «Жила бы страна родная…», а «ах, какая девочка…»...

«Слова… слова… слова…» – как говорил принц датский…

Иногда хочется сказать… спросить, себя… других… всех: «Братцы! Мы где? Мы кто? Неужели наша жизнь есть только насыщение?»

Самое модное явление – скромный нарциссизм…

Всё затмили повсеместные игры…

Мы всегда счастливы не «здесь», а «там», но как только мы «там» – оно превращается в «здесь»…

И ещё парадокс… чем больше обладаний, тем меньше счастья…

Итак, коммунизм состоялся. Сбылся наоборот. Строили коммунизм, получился капитализм – терроризм. Есть шансы, что он сбудется из капитализма, впрочем, и там, и здесь – привычный «изм»…

«Коммунизм» – детище «классовой борьбы», в последней фазе продолжается по другому… как борьба с самим собой… и всех против всех…

Нет, что ни говорите, а интересно пожить сразу в нескольких эпохах. Тут тебе и драма, и комедия, и трагедия, и буффонада, и фарс, и трагифарс… и… как видно, рождается новый жанр…пора учёным мужам засесть, чтобы дать новые определения и термины…

После «коммунизма» и автоматов запели дрели…

Перестройка закончилась всеобщим евроремонтом…

Что там – на горизонте?

Что там? После…

Философия жеста

Эссе

Каждая эпоха рождает свой жест, наиболее её отображающий и характеризующий и – если присмотреться внимательнее – вбирающий в свою незамысловатую пластику философию повседневной жизни. Эти зримые, каждодневные ритуалы живут в каждом обществе, народе, цивилизации, возникая из множества причин и явлений, из стихий и обусловленности данного времени и реалий. И необъяснимого провидения.

Когда мы вернулись из ссылочного небытия «Домой», своеобразным символом этого времени «возвращения» был традиционный жест-ритуал, в котором отчётливо проявлялась душа народа. Спустя некоторое время старики дали определение следующему этапу – «Время ускорилось», а последовавший за ним период был назван «Последнее время».

Мы ещё помним, знаем тот старый жест-ритуал. Когда здоровались не спеша, степенно и даже самозабвенно: рука в руке, щека к щеке и сердце к сердцу. В нём было все: приятие, взаимность, любовь. В этом старом, добром жесте читалось достоинство равных, спокойствие и умиротворение. Так могли здороваться только свободные от суеты и себялюбия люди. Следом начинался обстоятельный разговор, пересыпанный самоиронией, притчами и шутками. Человек выговаривал себя, освобождаясь и освобождая, собеседники в этой немудрёной беседе (в который раз!) открывали для себя… вечность, и всё суетное становилось мелким и преходящим. К сожалению, уходят последние носители этой традиции и новое время привносит в повседневность новые, торопливые жесты.

Поразительнее всего, наверное, полное соответствие времени и его пластики, вернее, тех, кто живёт и участвует в нём. Да и как же иначе, если ритм и темп времени и задают эту наглядную иллюстрацию философии жеста, ритуала, позы.

И в результате – рвётся или же налаживается связь времён?!

Часто, едва ли не каждый день, оказываешься в неловком положении: человек протягивает руку, а твоя уже обнимает приветствующего, или же наоборот – и возникает пауза, неопределённость. Новый жест ещё не настолько устоялся, чтобы стереть из памяти традиционный. Как он возник, почему и откуда пришёл? Как известно, «ничто из ничего не возникает и никуда не исчезает».

Помнится, этот новый жест возник выпукло и зримо на сломе веков, в начале второй войны. Время и события приняли настолько плотный ряд, что стало «некогда», и человеку, чтобы выжить, надо было успеть за событиями, а не события поспевали за человеком. Из этой лавины и возник, судя по всему, этот торопливый жест-крик, хватающийся, чтобы устоять, за воздух, или за ближнего. В который раз «Порвалась связь времён»… Новый жест прижился так же быстро, как и возник, и до сих пор приживается, утверждается. Только «сего-дня», «сей-час» мы перевели дыхание, хотя по-прежнему находимся во власти синдрома непредсказуемости «последнего времени». И живём, и торопимся – всё наспех, отрывочно, ненадолго.

Вспоминается один утренний эпизод. Припозднившийся на работу молодой человек, слегка похожий на стилягу шестидесятых годов прошлого века, едва кивнув присутствующим, не спеша раскладывался на рабочем столе. По всему чувствовалось, что его волнует предстоящая встреча. И чем ближе становилось свидание, тем звонче звучал его голос. Наконец, после всех телодвижений, он с головой ушёл в экран ноутбука.

Мы всё больше становимся не похожими на себя, уносимые стремительным потоком временных событий, эмигрируя, уже не «в себя», а в виртуальные миры, и всё быстрее сокращается пластика жеста, сузившись уже даже не до «крика», а «клика». Всё многообразие мира свелось к зеркалу дисплея, скармливающему потребителю нескончаемое зрелище, «информацию» – вместо горизонтов и звёздного неба. И время, пока мы сидим у мониторов, обрекая себя на неподвижность, сокращается до мгновения.

Не будем, однако, обижаться на время, легче обидеться на себя. И хотя бы мысленно попытаться исправиться. Ибо, как же остаться собой, если не быть им...

Притча о зерне

Шёл как-то человек и нашёл в придорожной пыли зерно и, придя домой, положил его до поры в укромное место. Время шло, и свет нарастал, и дни становились дольше и теплее. Человек иногда брал зерно в руки и подолгу смотрел в него – и чем чаще смотрел, тем больше удивлялся. Зерно было устроено удивительно и просто, будто кто-то спеленал свет в эту малую форму и завязал невидимый узел. Человек видел его светом, жившим в себе.

И вот пришло время, и человек положил зерно в землю и стал ждать. Зерно лежало во тьме, медленно набухая светом, и однажды, проклюнувшись, вышло спиралью ростка к свету небесному, и стал росток расти вместе со светом небесным, становясь злаком.

И много зёрен собрал человек и их тоже положил в надёжное место, радуясь свету, живущему в каждом из них. И вот, снова пришло время сева. Снова переиначил человек зеркало земли, и положил зёрна. Множество ростков взошло к небесному свету и стало множеством злаков в целом поле. Осенью собрал человек зёрен много больше, чем прежде.

На третий год человек расчистил и вспахал поле, чтобы оно смогло принять всё зерно. Поле лоснилось весенним светом, и зёрна, ложащиеся в него, радовались вместе с человеком тихой радостью. Несметное число зёрен дала эта жатва. И целое село накормил человек, созвав всех на праздник. И каждый пришедший вкусил свет небесный, и свет человека, и свет зёрен от зерна, найденного некогда в придорожной пыли.

Притча о капле мёда и слезе

Спросила однажды капля мёда у слезы: «Почему ты такая горькая?» «Потому, что настояна во мраке темницы человеческого тела, на цветах горя, а когда я выхожу на свет, то участь человека облегчается. Ты же взращена на солнечных цветах и любви, но твоя участь быть замурованной в темницу, и если ты пребудешь там дольше обыкновенного, то ты тоже будешь горчить», – ответила слеза.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.