http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Особенности социальной работы в ЧР с детьми с ограниченными возможностями здоровья Печать Email

 

Петимат Кагирова Научный руководитель Э.С. Абдулаева, к.ф.н., доцент Ю.Ф. ЧГУ

 

К числу негативных последствий двух военных кампаний, прошедших на территории Чеченской республики, несомненно, следует отнести и четко прослеживающуюся тенденцию ухудшения состояния здоровья большинства граждан, и в первую очередь – детей.

Увеличилось число детей, рождающихся с психическими и физическими недостатками, детей с синдромом Дауна, внутриутробными инфекциями, с задержкой психоречевого развития. Нередко таких детей, требующих лечения, специального ухода, повышенного внимания, направляют в социальные учреждения: в дома для детей и подростков, реабилитационные и геронтологические центры, социальные приюты. В специализированных социальных учреждениях маленькие пациенты получают комплексное лечение: им предоставляются психологические, медицинские, реабилитационные и другие виды услуг, что позволяет реабилитировать и адаптировать детей в социальную среду.

 

Теоретическая и практическая стороны социальной реабилитации рассматриваются в трудах таких ученых, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др. Изучением психики и личности ребенка занимались: В.В. Лебединский, М.А. Власова, Л.И. Уманский, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева и др. Ученые рассматривали два основных подхода в деле формирования и развития личности ребенка с ограниченными возможностями развития:

– деятельностный подход, который предполагает развитие и коррекцию ребенка посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью;

– личностный подход, ориентирующий специалиста по социальной реабилитации на работу с проблемами и особенностями ребенка, обусловленными ограниченными возможностями здоровья[1].

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано официальное определение реабилитации инвалидов, которое является основополагающим для организации практической деятельности по ее реализации.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество[2]. Именно с этой целью и в связи с ростом числа детей с различными патологиями, в нашей республике создан и успешно функционирует с 2002 года Дом ребенка №2 (полное название – Государственное Бюджетное Учреждение «Психоневрологический центр лечения и реабилитации детей г. Грозный»).

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чеченской Республики и нормативными правовыми актами Правительства Чеченской Республики. К числу основных видов деятельности данного учреждения относятся:

– уход, диагностика, лечение и реабилитация детей-инвалидов, а также их воспитание, социальная адаптация;

– организация и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

– комплексная оценка состояния здоровья детей;

– наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием детей, оказание им медицинской помощи;

– соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня, организация рационального питания и физического воспитания, оптимизация двигательного режима;

– освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей;

– повышение квалификации всех категорий специалистов учреждения.

Учреждение в своем составе имеет два отделения, рассчитанные на 120 коек:

– психоневрологическое отделение для пребывания детей от 0 до 4-х лет (цель работы отделения – ранняя профилактика детской инвалидности и максимально раннее восстановительное лечение, таким образом, улучшение комплексных функций или полная стабилизация состояния);

– реабилитационное отделение для пребывания детей от 4-х до 10 лет (отделение реабилитации предназначено для проведения комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию детей, осуществляет диагностику отклонений (нарушений) в развитии детей и проведение работы по их компенсации и коррекции; разработку и осуществление индивидуальных программ реабилитации; анализ эффективности реабилитации.

В Доме ребенка №2 проживает 87 детишек в возрасте от 3 до 11 лет, из них 39 девочек и 48 мальчиков.

Среди них не только дети с различными патологиями, но и дети-сироты (4 ребенка в возрасте от 3 до 6 лет). В учреждении с детьми работает высокопрофессиональный коллектив, состоящий из 120 человек – это старшие и младшие воспитатели, социальные работники, социальные педагоги, педиатры, неврологи, медицинский персонал, реабилитологи, психологи, окулисты, массажисты и др.

При поступлении в учреждение дети попадают сначала в приемное отделение, где проводится диагностика, выявление и распознавание нарушений. На основании обследования осуществляется медикаментозное назначение, составляется социально-психологический портрет ребенка, выявляются сильные и слабые стороны развития ребенка, определяются средства и формы социальной реабилитации.

Затем детей распределяют по группам. Групп всего десять, в каждой группе имеются свои подгруппы.

После получения всей информации о ребенке приступают непосредственно к лечению, которое включает в себя медикаментозное лечение, физиотерапию, работу психолога и многое другое...

Учреждение оснащено современным оборудованием с учетом специфики лечения детей-инвалидов: в ЛФК (лечебно-физкультурный кабинет) находятся различные тренажёры и приспособления для массажа; игровой зал обеспечен всеми необходимыми развивающими игрушками для детей (здесь у них развиваются коллективистские навыки); сенсорная комната оснащена светодиодными приборами и предметами, которые позволяют развивать чувствительность, реакцию детей-инвалидов; есть актовый зал, где проводятся различные мероприятия, проходят занятия по обучению танцам, музыке и т.д.

Одним из средств реабилитационного воздействия на детей с ограничениями жизнедеятельности является иппотерапия (от др.-греч. : hippos – «лошадь») – метод реабилитации посредством лечебной верховой езды. Иппотерапия применяется для лечения пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич, артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговые травмы, инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства[3]. При применении этого метода реабилитации с детьми, помимо инструкторов, работают логопеды, воспитатели, психологи. Они отмечают эффективность данного метода, у детей развиваются навыки самообслуживания, развивается речь, дети начинают ходить.

Начальник отдела кадров Атцаева Заира рассказала историю одной девочки, которая поступила к ним в очень сложном и, казалось бы, безнадежном – в плане улучшения – состоянии. На момент поступления девочке было три года. Применялись различные формы и методы лечения, но ничего не помогало, девочка не выговаривала ни единого слова, не могла ходить, у нее полностью отсутствовала реакция. Во время курса иппотерапией, который длился более двух недель, девочка произнесла первое слово – «говль» (говр – «лошадь», чеч.) После повторного курса она начала ходить и научилась держать в руке различные предметы. Она прекрасно понимала, что ей говорят, хотя вначале она не реагировала даже на жесты. «Таких случаев много, – отмечает Заира, – когда не помогает одно, помогает другое, нельзя отчаиваться и опускать руки…»

Игротерапия и арттерапия (терапия искусством) особо полюбились детям. При методике игротерапии – методе коррекционного воздействия на детей с использованием игры – у детей появляются положительные эмоции, игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышается самооценка, расширяются способности детей к общению, развиваются коллективистские дружеские отношения, преодолевается замкнутость. Арттерапия (терапия искусством) применяется как техника активизации двигательных способностей детей. У детей развиваются чувства самовыражения, самопознания, самостоятельности.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Воспитатели отмечают, что маленьким жителям Дома ребенка №2 этот метод особенно полюбился из-за того, что здесь исполняются народные песни, лезгинка. Танцы помогают развивать у детей двигательные способности, развивают подвижность, укрепляют физические и психические способности[4].

Говоря о проблемах и трудностях, старший воспитатель учреждения Сукуева Хава Хасановна отмечает, что основной проблемой является нехватка помещений. В условиях стесненности у детей наблюдается повышенная тревожность, усталость и сонливость. Однако работники Дома ребенка №2 выражают уверенность в том, что эта проблема, как им и было обещано, будет решена в ближайшее время.

 

Из беседы с главный врачом – Абдулаевой Зиной Завальевной – мы узнали, что за период с 2002 по 2012 годы в Доме ребенка №2 прошли успешно реабилитацию около 11 тысяч 500 детей. Это стало возможным благодаря слаженной работе всех работников учреждения, их высокому профессионализму и самоотдаче. Также немалая заслуга в этом людей, для которых не бывает чужого горя. Всяческую помощь детям Дома №2 оказывают Глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров, А.Н. Кадырова, певица М. Межиева, помощь оказывает Россельхозбанк ЧР, косметические компании «Амвей», «Фаберлик», студенты проводят различные благотворительные акции – им дети бывают особенно рады. Зина Завальевна также отмечает, что они находят понимание и всестороннюю поддержку со стороны Министерства здравоохранения Чеченской Республики.

 

Ребенок, имеющий инвалидность, – полноправный член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни, он может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Именно полное устранение этого неравенства, то есть решение вопросов медицинского, педагогического, социально-психологического спектра, касающихся социальной защиты инвалидов, их обучения, воспитания, развития, реабилитации и адаптации в социальную среду, и видит своей задачей коллектив ГБУ «Психоневрологический центр лечения и реабилитации детей г. Грозный». И, надо сказать, со своей задачей работники коллектива справляются весьма успешно.

 

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.8.

2. Дементьева Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С.27.

3. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Интернет-ресурс: http://xreferat.ru/84/2467-1-social-naya-reabilitaciya-deteiy-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html.

5. Устав ГБУ «Психоневрологический центр лечения и реабилитации детей г. Грозный» (Старопромысловский район). 2013. – С.16.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.