Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Государство и права человека Печать Email

Султан Салманов, начальник Управления по приему и консультации граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в ЧР

 

ПРАВО – ЭТО НЕ ТО, ЧТО КТО-ТО ВАМ ДАЕТ,  А ТО, ЧТО НИКТО У ВАС ОТНЯТЬ НЕ МОЖЕТ...

Понятие прав человека

 

Права человека – одна из вечных проблем человечества. Ее решали в течение тысячелетий, рассматривая с точки зрения политики, права, этики, религии, философии. Проблема прав человека решалась по-разному в зависимости от эпохи – ее идей, традиций, социальных приоритетов.

Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения человека в обществе, направленная на удовлетворение его интересов. Это понятие, характеризующее правовой статус человека и гражданина по отношению к государству, его возможности и правомерные притязания в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Право – это предоставление человеку блага или возможности. Человек наделен правами только в силу того, что он человек, принадлежит роду человеческому. Права накладывают на государство правовые обязательства, когда они кодифицированы в законе, международных договорах, которые это государство ратифицировало. Защита прав человека является частью международного обычного права.

Существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.

Закон – это норма, введенная в силу политической властью и поддерживаемая полномочиями государства. Закон обычно упорядочивает важные нормы, которые уже существуют, однако политические власти постоянно стараются ввести новые нормы путем принятия соответствующих законов. Государство – это форма организации, аппарат управления обществом.

Человек находится в неравном положении по отношению к государству. Государство может навязывать свою волю людям и использовать применительно к ним силу принуждения при внедрении в жизнь своих решений. Фигурально выражаясь, государство размахивает над головами людей мечом.

На практике меч находится в руках отдельных государственных должностных лиц, которые несвободны от всех человеческих слабостей, страстей и интересов. Они могут злоупотреблять своей мечесильной властью. В связи с этим людям нужен щит для обороны от несправедливого использования меча. Права человека образуют такой щит, который обеспечивает граждан чувством безопасности в их противостоянии с государством.

Концепция прав человека основывается на трех положениях: первое – каждая власть ограничена; второе – каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть; третье – каждый человек, защищая свои права, может предъявлять претензии государству.

Права человека обычно делятся на личные, политические, социальные, экономические, культурные и коллективные. Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод, их подразделяют на три поколения.

Первое поколение включает в себя «естественные» права человека, т.е. права, принадлежащие человеку от рождения. Иначе их называют «неотъемлемыми» правами, которыми люди обладают в силу того, что они люди, а не граждане определенного государства. Человек по своей природе наделен ими. Эти права не зависят от происхождения, социального статуса, вероисповедания и расы.

Источником происхождения данных прав в первую очередь послужили древние людские обычаи, которые с развитием общества получили свое выражение в правах человека. Данный процесс был кристаллизован и внедрен в сферу права «буржуазными» революциями 17-18 веков в форме гражданских и политических прав, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения человека.

К гражданским или личным правам относят:

право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни (тайна переписки, телефонных переговоров и др.); право на самозащиту; право на неприкосновенность жилища; право на национальную и культурную самоидентификацию; свободу совести и свободу мысли; свободу передвижения и выбора местожительства; право на судебную защиту; свободу вероисповедания.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства, являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам причисляют:

свободу слова (свобода информации); право на гражданство; право на объединение (свобода союзов); свободу собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия); право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе; право на личные и коллективные обращения в государственные органы; свободу СМИ; избирательные права (избирать и быть избранным).

Второе поколение основных прав и свобод связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер.

К социальным правам относятся:

право на жилище; право на благоприятную окружающую среду; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение (по возрасту, болезни, при потере кормильца, при инвалидности, для воспитания детей и т.д.); право на охрану здоровья медицинскую помощь.

К экономическим правам можно отнести:

свободу предпринимательства (на не запрещенную законом экономическую деятельность); право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий; право на частную собственность; право наследования; право на удовлетворительное вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы; право на отдых; право на справедливое взимание налогов; защиту прав потребителей.

К культурным правам относят:

право на образование; право на участие в культурной жизни; свободу творчества; доступ к культурным ценностям.

Третье поколение – права коллективные, или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому человеку, сколько целым нациям, народам. Данные права стали возникать после Второй мировой войны, на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем, и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

К правам народов можно отнести:

право на самоопределение (вплоть до создания независимого государства); право на мир; право на благоприятную окружающую среду; право на социально-экономическое развитие народа; право на достойное существование; запрет дискриминации по национальному признаку; право национальных меньшинств на сохранение собственной культурной самобытности.

Неумаляемые права – некоторые права человека, которые настолько существенны, что их осуществление не может быть приостановлено законными актами правительства даже в условиях чрезвычайного положения в стране (статья 56 Конституции Российской Федерации). К ним относятся: 1) право на жизнь; 2) запрет на применение пыток; 3) запрет рабства; 4) запрет ретроактивного действия (обратной силы) уголовного закона; 5) право на свободу мысли, совести и религии.

Права и обязанности

 

Конституция Российской Федерации (1993 г.) в статье 2 декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституция РФ).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституция РФ).

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

В конституционно закрепленных основных обязанностях отражены наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же, как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов.

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество.

Однако без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т.д.).

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

Обеспечение защиты прав человека

международным правом

 

В международных стандартах в области прав человека закреплены обязательства, которые государства обязаны соблюдать. Становясь участниками международных договоров, государства берут на себя обязательства и обязанности по международному праву уважать права человека, защищать их и обеспечивать их соблюдение. Обязательство уважать права человека предполагает, что государства должны воздерживаться от посягательств на права человека или от попыток их ущемить.

Обязательство защищать права человека налагает на государства ответственность по защите отдельных лиц и групп людей от нарушения их прав. Обязательство обеспечивать соблюдение прав человека означает, что государства обязаны принимать соответствующие меры с целью содействовать соблюдению основных прав человека.

Ратифицируя международные договоры по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом.

В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и международном уровнях, которые помогают добиться того, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, – это перечень прав человека, получивший в мире наиболее широкое распространение и поддержку. Основополагающий принцип Декларации состоит в признании ценности жизни каждого человека. Всеобщая Декларация прав человека уже более полувека составляет, в качестве базового документа, основу деятельности ООН по защите прав человека во всем мире.

Тридцать статей Декларации провозглашают гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права человека. Среди них: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; равенство перед законом, право на справедливый и гласный суд; презумпция невиновности; свобода передвижения; свобода мысли, совести и вероисповедания; свобода мнения и свобода слова; свобода мирных собраний и ассоциаций; свобода от рабства, пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; произвольного ареста, задержания или изгнания; право на гражданство и собственность; право принимать участие в управлении своей страной; право на труд, получение достойной оплаты за труд; право на достойный уровень жизни и образования; право искать убежище от преследования.

Всеобщая декларация прав человека помогла утвердить представление о том, что права человека относятся к сфере международной ответственности, а не к сфере внутренних дел каждого государства.

В соответствии с Уставом ООН, государства берут на себя обязательство способствовать соблюдению прав и основных свобод человека, а Всеобщая декларация является официальным сводом таких прав и свобод. Во многих странах принципы Всеобщей декларации прав человека вплетены в ткань государственных конституций и законов.

Генеральная Ассамблея и органы ООН, занимающиеся правами человека, в своих резолюциях неоднократно призывали к исполнению положений Декларации, принципы которой обрели юридическую силу в двух документах – Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, общественных и культурных правах.

Принципы Всеобщей декларации прав человека воплощены в десятках других стандартов, многие из которых развились в практические правозащитные механизмы. Среди них: Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; Конвенция о правах ребенка; иные конвенции и декларации, а также международные договоренности в области прав человека.

Наша обязанность – обеспечить, чтобы эти права были подлинной реальностью, чтобы каждый и везде знал о них, понимал их и пользовался ими.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.), которую Российская Федерация ратифицировала 5 мая 1998 года, устанавливает систему защиты прав и свобод европейских граждан через Европейский Суд по правам человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4, статья 15 Конституции РФ).

Для жителей Чеченской Республики, как и для граждан всей России, Совет Европы, Европейская Конвенция, Европейский Суд чрезвычайно важны, потому что членство в Совете Европы нужно не государству, а гражданам страны.

Европейский Суд по правам человека – это тот механизм, который позволяет гражданам защищать свои права на основе тех принципов, которые Совет Европы считает главными. Их всего три: это права человека, верховенство закона и демократия.

Европейский Суд является одним из важных инструментов воспитания у государства уважения к своим законам и к гражданам своей страны.

Каждый вправе, в соответствии с международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46 Конституция РФ).

 

Государственная правозащитная система в Чеченской Республике

 

Сегодняшние реалии таковы, что не только рядовые граждане, но и огромное число должностных лиц обладают низким уровнем правового сознания и многие из них вспоминают о правах человека лишь тогда, когда сталкиваются с ущемлением собственных прав.

Правовое государство – состояние государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности. Такое состояние достигается при выполнении ряда условий:

1) построение и организация взаимодействия основных институтов государственной власти;

2) верховенство закона в государстве;

3) установление твердого порядка обоюдной и равной ответственности как членов общества перед государством, так и государства в целом, его органов и учреждений, должностных лиц перед обществом, гражданами, человеком.

Роль государственной правозащитной структуры, и Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике в частности, заключается в том, чтобы стать «мостом» между властью и обществом.

Как государственная структура, институт Уполномоченного, в отличие от других органов власти, является легкодоступным, повышает уровень привлекательности самой власти для рядовых граждан. Специфика его работы такова, что он может дать всегда совершенно новый взгляд на решение возникающих проблем.

Перспективная программа национального возрождения должна состоять из двух равных по значению частей. Первая – социально-экономическая часть, и вторая – это часть, предусматривающая достижение высокого уровня правового сознания. По сути, от уровня правового сознания граждан, ради которых власть и создается, напрямую зависит и уровень соответствия этой власти. Повышение этого уровня влечет за собой обязательный подъем качества всей жизненной сферы общества.

Институт Уполномоченного является одним из механизмов разработки и реализации программы национального возрождения в части поднятия уровня правового сознания в обществе. Такая работа проводится Уполномоченным по правам человека в ЧР в соответствии с программой Главы Чеченской Республики по правовому просвещению.

Смысл института Уполномоченного заключается в том, чтобы защищать людей от нарушения их прав, злоупотреблений властью, ошибок, халатности, несправедливых решений и плохого управления, для того, чтобы усовершенствовать публичную администрацию и сделать правительственные действия более открытыми, а правительство и его служащих – более ответственными перед обществом. Положительного результата можно достичь, только лишь действуя методом убеждения, оказывая морально-правовое воздействие на администрацию, предавая гласности поведение государственных и муниципальных служащих.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике – это служба, предусмотренная Конституцией Чеченской Республики, возглавляемая независимым должностным лицом, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Конституционным законом Чеченской Республики от 8 февраля 2006 года № 1-ркз «Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике». Сотрудники аппарата Уполномоченного являются государственными гражданскими служащими Чеченской Республики.

Должность Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти, органами местного самоуправления Чеченской Республики и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Парламентом Чеченской Республики.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Чеченской Республики о правах человека и гражданина и приведению их в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и не подотчетен каким-либо органам государственной власти Чеченской Республики и должностным лицам.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: “Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики, справедливостью и голосом совести”.

Уполномоченный получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению, проводит проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, рекомендует корректирующие действия, представляет доклады. Это дополнительный механизм контроля за деятельностью администрации, когда традиционные инструменты оказываются недостаточными. Он не заменяет и не дополняет их, а играет вспомогательную роль.

Защита прав человека – это принудительные меры, которые в большинстве случаев носят срочный характер, направленные на предотвращение, прекращение или смягчение нарушений прав человека путем оказания прямого дипломатического, правового, военного, общественного давления или использования других средств.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина выступает главной формой защиты в конституционном механизме. Это обусловлено тем, что личность и государственная власть – органически взаимосвязанные явления. Государственная власть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобод, а личность участвует в формировании государственной власти. Поэтому ошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более, допускать нарушение баланса между ними.

Государственный правозащитник – это не только юрист и психолог, но и учитель, который своими знаниями и опытом старается помочь тем гражданам, права которых были нарушены.

Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике – Нурди Садиевич Нухажиев, который задолго до создания института Уполномоченного стоял у истоков становления правозащитного движения в республике, и его аппарат, правозащитные организации являются теми артериями, которые несут обществу правовое образование, разъясняя механизм защиты прав человека.

На всё и всех правозащитников не хватит. Еще достаточно должностных лиц, нарушающих права человека и гражданина. Поэтому каждый человек должен сам иметь желание учиться защищать свои права. Как? Мы подскажем, научим, дадим нужную консультацию.

Необходимо помнить, что права человека существуют до тех пор, пока он их осознает и защищает.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта