http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Молодежь Чеченской Республики: отношение к гендерным стереотипам Печать Email

Хазбулатова Селита С., студентка 3-го курса юридического факультета ЧГУ

 

 

Сегодня в нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над женщинами, и установление гендерного равенства во всех сферах общественной жизни. Именно стереотипы массового сознания являются мощнейшим барьером в установлении гендерного равенства в нашем обществе. Итак, что такое стереотипы вообще и гендерные стереотипы в частности? Социальный стереотип – схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Стереотипы – синоним предвзятых представлений, ложных образов. Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. Стереотипы – самое труднопреодолимое препятствие в создании принципиально новых отношений в социуме и переходе к качественно новому демократическому государству.

Проблема стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию с айсбергом, только небольшая часть которого находится на поверхности, что делает его крайне опасным и разрушительным. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства.

Так зададимся же вопросом – почему наше общество отдает доминантное место чаще мужскому полу, нежели женскому? И на самом ли деле только в мужчинах присутствуют лидерские качества? Могут ли женщины в нашей Чеченской Республике претендовать на руководящие должности наряду с мужчинами?

Целью нашего исследования является изучение гендерных стереотипов среди студенческой молодежи ЧГУ. Для раскрытия цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить существующие основные гендерные стереотипы в массовом сознании людей.

2. Проанализировать результаты опроса о гендерных стереотипах в ЧР среди студентов ЧГУ.

3. Выявить существующие стереотипы среди студенческой молодежи ЧГУ.

Методология исследования: при изучении заявленной темы использовались интервью, анкетирование, а также логические приемы обработки информации.

В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе – с духовным, с формой».

Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего мужественность соотносится с логичностью, а женственность – с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален».

У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины.

Мы постоянно что-то строим: воздушные замки, стены, и даже крепости. И потом, сидя за этими стенами и крепостями, страдаем от непонимания. Между нами – стены. Стены, которые возвели мы сами. А что же будет, если попытаться строить мосты? Может, мы сумеем больше понимать друг друга или станем равными? Итак, что мы будем строить: мосты или стены?

Выделим основные гендерные стереотипы массового сознания.

 

Стереотип №1: «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей». Так называемая теория трех «К» Ницше (Удел женщины – дети, кухня и церковь). Данный стереотип настолько прочно проник в мужское сознание, что женщины, пытающиеся реализоваться в общественной работе или бизнесе, постоянно сталкиваются с давлением. Необходимо иметь много сил, чтобы преодолевать колкие замечания, ехидные взгляды и откровенное противодействие коллег-мужчин.

 

Стереотип №2: «Принятие решений – мужское дело, или «Молчи, женщина, твой день – 8-е Марта». Несмотря на то, что женщины составляют большую часть населения, они по-прежнему остаются отстраненными от процесса принятия решений. На сегодняшний день женщины составляют всего 4 % парламентариев. Справедливо ли это? Законы Хаммурапи, принятые царем Вавилона в 18 веке до нашей эры гласили: «Женщина должна постоянно находиться в зависимости от своих мужчин вследствие собственной глупости: отца в детстве, мужа в зрелости и сына в старости». Сколько веков прошло, а как мало изменилось! Даже сегодня социальные отношения между людьми разного пола (мужчинами и женщинами) имеют властный характер и реализуются в обществе через систему институтов власти, совокупность которых определяется понятием «патриархат»: тип отношений, в которых мужчины занимают доминирующую позицию, а интересы женщин подчиняются интересам мужчин.

Однако гендерные исследования и, в частности, исследования американской ученой Карол Гилиган показали, что способ женского само-восприятия существенно отличается от мужского. В то время как мужчины воспринимают себя как обособленные автономные существа, женщины склонны к восприятию себя как взаимосвязанных существ. Особенно ярко это выражается в отличиях при принятии женщинами и мужчинами моральных решений.

 

Стереотип №3: «Женщина без мужчины – неполноценный член общества». Очень прочно укоренившийся стереотип. «Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой, как все». Излюбленный народный стереотип. Мы забываем о том, что судьба каждого человека уникальна и неповторима и любой человек сам по себе является самодостаточной личностью.

 

Стереотип №4 – «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины». Однако жестокие реалии 20-го века доказали обратное.

 

Стереотип №5 – Из поколения в поколение передается ненависть к противоположному полу.

Здесь будет интересно привести интервью, взятое у декана юридического факультета ЧГУ А.-С.С. Кагерманова. Абу-Салих Саидалиевич любезно согласился прокомментировать свои мысли по поводу перечисленных выше гендерных стереотипов.

На вопрос «Как вы относитесь к стереотипу №1 «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей?» Абу-Салих Саидалиевич ответил: «Я думаю, что женщина должна развиваться, самореализовываться, но при этом она не должна забывать, что главной ее целью в этом мире является создание семьи, забота о детях».

На вопрос «Как вы относитесь к стереотипу №2 «Принятие решений – мужское дело?» он дал такой ответ: «Последнее слово в семье должно быть за мужчиной, но в принятии любых решений должно учитываться и мнение всех членов семьи, включая и женщины, нужно всегда искать пути компромисса».

О стереотипе №3 «Женщина без мужчины – не полноценный член общества» высказался следующим образом: «Как мужчина без женщины, так и женщина без мужчины, естественно, являются неполноценными членами общества. Они должны дополнять друг друга».

О стереотипе №4 «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины» Абу-Салих Саидалиевич сказал: «Хоть мужчина физически сильнее женщины, но приспособительные свойства более присущи женщинам, нежели мужчинам. Большинство наших мужчин при столкновении с непреодолимыми препятствиями на пути достижения цели сдаются, при разрушении жизненных планов некоторые просто спиваются. Но женщина, особенно если речь идет о семье, детях, пойдет до конца и добьется намеченной цели. Сильные и слабые стороны любого человека познаются в экстремальных ситуациях. Во время двух военных кампаний у нас в Республике свою сильную сторону показали женщины, в плане эмоциональной выдержки».

 

Результаты опроса о гендерных стереотипах в ЧР среди студентов ЧГУ

 

В ходе исследования были опрошены 103 студента, обучающихся на разных факультетах ЧГУ – юридическом, филологическом, медицинском.

Главное, что интересовало нас в ходе этого исследования, как студенты вообще смотрят на гендерные проблемы? Имеют ли понятие о гендере вообще? Есть ли в них стремление самим избавиться от гендерных стереотипов, если они у них существуют? Инициатива изменить свое будущее к лучшему? Активность в принятии решений?

Исходя из полученных результатов предпринятого нами исследования, мы пришли к однозначным и неутешительным для нас выводам:

1. Многие из опрашиваемых студентов не имеют понятия вообще о гендерных стереотипах (несмотря на то, что исследование проводилось среди студентов III, IV, V курсов);

2. Опрашиваемые студенты так же не имели четкого представления о задаваемых вопросах и, соответственно, отвечали «частично», «затрудняюсь ответить»: чувствуется слабая школьная база;

3. По ответам видно, что наша молодежь не в курсе многих социальных программ, которые проводятся у нас в Республике. Что самое печальное, так это результаты ответов на такой неверный по сути и заведомо провокационный с нашей стороны вопрос: «Согласны ли вы с тем, что, предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин? Когда женщинам платят меньше, чем мужчинам, им труднее поддерживать паритет при долевом распределении семейного бюджета?»

 

А) Да – 16%                Б) Нет – 46%

В) Частично – 36%     Г) Затрудняюсь ответить – 7%

4. Ответы студентов также показали, что только 4% из опрошенных имеют полное представление о том, для чего государство предоставляет дополнительные льготы и привилегии женщинам.

5. Отметим, что среди опрошенных 63% составляли девушки, 40% – юноши. Результаты опроса показали, что большинством под «старостой» понимается девушка. Мы знаем, что все наши представления о ролях мужчины и женщины складываются уже со школы. В школе, как известно, мы привыкли видеть в лице преподавателя, чаще всего, женщину, а в начальных классах мужчины преподаватели практически отсутствуют. На наш взгляд, нужно такие стереотипы ломать, привлекая к работе в школе равное количество педагогов-мужчин и педагогов-женщин.

6. Процесс самоактуализации, присущий молодежной среде, приобрел характер запрограммированности «взрослыми». Тем самым молодые невольно самоустраняются, пребывая в состоянии затяжной инфантильности и удобной индифферентности при решении насущных проблем. В этом плане видится актуальным усиление в учебных заведениях республики политики возрождения традиционных начал, культивирования «чеченского» среди молодежи. В противном случае, наше общество взрастит эпигонов, которые, скорее всего, не будут авторами оригинальных творческих идей, но будут стабильны, конформны и, следовательно, управляемы.

г. Грозный, 2013 год

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.