http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Философские аспекты культуры и времени Печать Email

Ясаев Магомед, Народный Артист ЧР, Президент Национального Артийского Комитета ЧР

 

 

Философы считают, что человеческая история, а вместе с ней и культура, имеют зигзагообразное (употребляется также и термин «скачкообразное») развитие.

В своей работе «Искусство Западной Европы» (М., Просвещение, 1982г. стр.12) Лев Любимов пишет: «Средневековое искусство Западной Европы – это и продолжение, и антитезис античного искусства. Рабство изжило себя как фундамент социальной системы. Но новый фундамент еще не был создан; ко временам, когда восторжествовавшее христианство воинственно отвергло те идеалы, которые воодушевляли античное искусство: радость земного бытия, чувственное восприятие реального мира и правдивое изображение, а главное, изображение человека во всей его мощи и славе, человека, осознавшего себя прекраснейшим увенчанием природы, чудесное равновесие между духом и временем было нарушено, было покончено с плавной округлостью форм, гармонической стройностью человеческой фигуры, изяществом композиции, легкостью моделировки. Ужас перед неразгаданными силами природы, некогда улетучившийся в сиянии Древней Эллады (провозгласившей устами одного из своих величайших поэтов, что «много в природе дивных сил, но сильней человека нет») вновь, на закате античной цивилизации, пробудился в сознании человека, вселив в его душу тревогу и гнетущие сомнения… Когда Рим был разрушен и сожжен варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. Судьба римлян совершенно изменилась, вместо бесконечных побед и триумфов наступили бедствия и страдания рабства. И немедленно же изменилась их манера строить и обставляться, как будто не подобало этим покоренным, самим ставшим рабами, обитать в таких же зданиях и с тем же великолепием, как во времена их владычества над миром. Тогдашний архитектурный стиль представляет с предыдущим такую же противоположность, как рабство со свободой. Согласуясь с их жалким существованием, архитектура лишилась всякой стройности и красоты. Казалось, что вместе с властью люди того времени утратили всякий ум и всякое искусство. И в таком невежестве они пребывали весьма долго…»

Другой, по духу более близкий нам, исповедующим ислам, пример из ближневосточной арабской истории раннего средневековья: в период, предшествовавший ниспосланию Божественного откровения Пророку Мухаммеду (С.А.С.) и зарождению ислама, мекканское общество, да и вся Саудовская Аравия представляла собой бездну тьмы языческого идолопоклонства, преступлений, жестокостей, разврата. Существовал даже обряд закапывания живьем младенцев женского пола.

Но произошло чудо. В результате духовной революции, произошедшей в результате проповеднической деятельности Пророка Мухаммеда (С.А.С.), не только были искоренены эти пороки арабского общества, но свет высочайшей духовной цивилизации ислама распространился на обширной территории Ближнего Востока, Северной Африки и даже на европейском континенте (Кордовский Халифат, Испания). То есть произошел исторический скачок от темного невежества (по арабской терминологии – Джахилия) к свету высокой духовной человеческой цивилизации, основанной на справедливой монотеистической религии Ислам. Этот период истории по степени воздействия на человеческую культуру и цивилизацию не имеет себе равных. Исламская культура стала основой и импульсом развития европейской цивилизации.

На этих двух исторических примерах мы видим, как, в первом случае, некогда сиявшая Римская культура делает резкий скачок вниз, в сторону «варваризации», то есть в сторону упадка (регресс). А во втором – мы наблюдаем скачок вверх, от языческого невежества к высокой духовной цивилизации Ислама (прогресс).

Мне представляется, что всякий думающий человек обязан через призму этих великих исторических примеров критически осмыслить процессы, происходящие сегодня в мировой духовной сфере, и в этом же контексте – изменения, происходящие в сознании, культуре и искусстве России и, в частности, нашей республике.

Несмотря на сегодняшнее негативное отношение к коммунистической идеологии, стоит признать тот факт, что советская культура и искусство были ориентированы на то, чтобы воспитать достойных граждан страны, патриотов своей Родины: честных, благородных, с чувством высокого нравственного долга, ответственности перед Родиной и людьми. Вся система идеологического воздействия на человека – кино, театры, концертно-развлекательные учреждения – была ориентирована именно на это. Думаю, люди моего поколения прекрасно это помнят и со мной согласятся.

А что мы видим сегодня в России? Идеалы добра и справедливости растоптаны, духовные ценности, составлявшие фундамент мировосприятия и бытия народов России, поруганы и унижены. Чувство патриотизма объявлено пережитком социализма.

Человеческая личность – ничто, а материальные интересы, вне зависимости законности притязаний на них, возведены на пьедестал. Все устремления человека «добродетельны», если они направлены на накопление материальных богатств. Человек, фактически, превращается в бездушное рыночное существо. Соответственно, культура и искусство начинают обслуживать именно такое существо: горделивое, чванливое, без каких-либо нравственных идеалов и ценностей.

Если рассматривать духовно-идеологическую составляющую, то между советскими и нынешними российскими фильмами – целая пропасть. Возьмем, к примеру, такие советские фильмы как «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Судьба человека» и т.д. Любой сегодняшний фильм российской киноиндустрии – это пропаганда насилия, жестокости, разврата, уголовно-криминальных разборок – все, что разлагает, опустошает и убивает человеческую душу. А советские фильмы воспитывали и утверждали высокие нравственные качества: человечность, порядочность, благородство, уважение к человеческой личности, достоинству и чести.

Такая же пропасть и в концертно-развлекательной сфере при сравнении прошлого и настоящего. Например, мое становление как певца-вокалиста, с юных лет, проходило на фоне великолепной вокальной школы 60-70-х годов прошлого века, яркими представителями которой были Георг Отс, Марк Бернес, Эдуард Хиль, Владимир Атлантов, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Полад Бюль-Бюль-оглы, Лариса Мондрус, Тамара Миансарова, Майя Кристалинская, Людмила Сенчина, Валентина Толкунова и другие.

К творчеству этих замечательных исполнителей люди – причем, не только в России, но и во всем мире – будут тянуться еще очень долго, так как они являлись выразителями добрых, светлых человеческих чувств.

Как видим, в России наблюдается духовный спад, что непосредственно отражается практически во всех сферах человеческой деятельности. Полным ходом идет деградация личности, обесценивание духовно-нравственных начал в отношениях между государствами, народами и жителями страны. То есть, мы наблюдаем очередной духовный регресс, подобный тому, что имел место в период падения Римской Империи, о котором мы говорили выше. Это и есть тот исторический зигзаг, скачок человеческой культуры вниз: от духовной стабильности к смятению, к потере жизненных ориентиров. Современные ученые это называют кризисом современного общества, но такое положение вещей в сегодняшнем мире не случайно, оно является результатом социал-дарвинистского подхода адептов современной мировой глобализации к установлению нового мирового порядка. Все это самым непосредственным образом сказывается на состоянии культуры и искусства в целом. Сфера культуры фактически превращена в шоу-бизнес. Вместо средства воспитания людей, она стала сферой бизнеса определенного круга лиц, которые не допускают в этот круг «сторонних». Сфера искусства в России стала вотчиной высасывания огромных капиталов, для круга лиц, не отягощенных никакими морально-нравственными ограничениями. Это «блистательное творчество» Бориса Моисеева, Маши Распутиной, дуэта «Тату», Верки Сердючки и им подобных на российской эстраде. И все эти ушаты грязи современной российской псевдо-культуры день и ночь льются на наши головы, разлагая и развращая неокрепшие души нашей молодежи. И только слабый, почти не слышный, но благородный голос русской Православной церкви в лице ее Патриарха Митрополита Кирилла встает против мертвящего воздействия этой «культуры» на российское общество. И не случайно телевидение все чаще показывает адептов рыночного искусства, бегущих из шоу-бизнеса в лоно монастырей и храмов в поисках спасения своих падших душ. Бездуховная культура прежде всего уничтожает ее собственного служителя. Это неумолимый закон рыночной культуры. Достаточно вспомнить печальную судьбу многих звезд западной культуры, кончивших жизнь самоубийством…

Народы, живущие под постоянным воздействием такой культуры, в том числе и чеченский, не могут избежать ее тлетворного космополитического влияния. Она, так или иначе, откладывается в душах людей, особенно молодого поколения.

В свете вышеизложенного, особенно актуальной представляется политика духовно-нравственного возрождения народа посредством культурного и эстетического воспитания.

Глава Республики Р.А. Кадыров остро почувствовал эту опасность и проникся огромной ответственностью за сохранение культуры, языка вайнахского народа, имеющего неоспоримую связь с первыми цивилизациями человечества Передней Азии и Закавказья.

Нам предстоит еще многое сделать в сфере культурного образования общества. Надо избавиться от рудиментов рыночного влияния. В первую очередь, я говорю о нашей эстраде, особенно вокальной, увлекшейся обслуживанием массовых увеселительных кампаний. Все эти мероприятия с некоторых пор проходят под вокальное сопровождение – в танцевальном ритме – артистов, специализирующихся на этом новом для нашего народа бизнесе, нововведении, совершенно не свойственном нашей традиционной культуре. Более того, под это подводится другое нововведение: массовые танцы, когда в круг выходят целые толпы танцующих. Необходимо принять меры для скорейшего искоренения подобных явлений, пока они еще не закрепились в сознании молодежи, как что-то естественное и нормальное...

Так в истории не раз бывало, когда народы, принимая чужие традиции, теряли национальную идентичность и, в конечном счете, ассимилировались и исчезали.

И если мы не сохраним свой древний реликтовый язык и духовные традиции, имеющие тысячелетние корни, с нами произойдет то, что в течение долгой человеческой истории происходило с другими народами.

И тут будет не лишним задаться вопросом: благодаря чему мы, чеченцы, несмотря на все испытания, выпавшие на нашу долю за тысячелетнюю историю, сумели сохранить себя как этнос? Ответ однозначен: нас цементировали крепкие духовные ценности, заложенные на генетическом уровне древними духовными цивилизациями времен хуррито-урартских царств. Так давайте же и дальше понесем эту почетную эстафету.

Если мы хотим сохранить духовное здоровье своего народа, то надо запретить петь песни, не свойственные нашей ментальности, имеющие морально-распущенный и разлагающий текст, деморализующие молодежь.

Глубоко убежден, что ориентиром и образцом для подражания для молодых исполнителей современности должно стать творчество таких выдающихся исполнителей, как Сулейманов Бауди, Дагаев Валид, Султан Магомедов, Хасан Юсупов, Марьям Айдамирова, Айна Асхабова. Считаю, что деятельность артистов эстрады сродни подвижничеству, ибо искусство – настоящее – воспевает высокие идеалы человеческой морали, сеет в душах людей зерна добра, благородства, справедливости. И наоборот: аморальность на сцене провоцируют неадекватное поведение поклонников подобного «творчества», в особенности, представителей подрастающего поколения. Наша культура и искусство должны нести мощный духовный заряд, способный возвысить нас в глазах мировой и российской общественности, как и было прежде, представлять нас как нацию со светлыми и добрыми устремлениями, бережно охраняющую и умножающую свои духовные ценности.

Нельзя допустить падения своей культуры, тем более – в условиях наступающей глобализации. Нам крепко нужно держаться за священную вервь своей духовной идентичности, которая спасала наш народ в страшных бурях немилостивой исторической судьбы.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.