http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


ИЕРУСАЛИМ САДА МОЕГО… Печать Email

Лидия Николаевна Григорьева – известная русская поэтесса, эссеист и фотохудожник, член российского Союза писателей (Москва,1984), Всемирной Академии Искусства и Культуры (США-Тайвань, 1994), Международной академии поэзии (Мадрас, 1995), Европейского Общества культуры (Венеция, 1995), Международного Пен-клуба (Нью-Йорк, 1999; Лондон, 2007). С 1992 живет в Лондоне и Москве. Автор сценариев и ведущая многих литературных радиопрограмм на Российском радио и BBC, а также телевизионных программ и фильмов. Лидия Григорьева – участница многих международных литературных встреч, конференций и Всемирных конгрессов поэзии. Её стихи переведены на английский, японский, французский, чешский, словацкий, китайский, арабский и другие языки.

Лидия Григорьева также автор фото-проекта «Мания Моне», имевшего большой резонанс в России после ее персональной выставки весной 2003 года. Суть этого проекта – в следовании художественным идеям великого французского импрессиониста Клода Моне, который из 86 лет жизни 43 года живописал свой сад в Живерни. Лидия Григорьева тоже снимает только свой сад, только не срезанные цветы и только при естественном освещении, как работали французские импрессионисты «на натуре».

Лидия Григорьева проповедует эстетику экстатического любования прекрасным объектом и убеждена в важности цветотерапии как важной составляющей изобразительного искусства, к которому относится и цветная художественная фотография. Поскольку Лидия Григорьева – поэт, то ее фотокартины двуедины в своей основе и предполагают не только визуальное восприятие объекта, но и его литературное и философское осмысление. Персональные фотовыставки Лидии Григорьевой: «Мания Моне» – Москва, «Улица ОГИ», март 2003 г.; «Цветомания» – Казань, Дом актеров, ноябрь 2004 г.; «Венецианские миражи» - Казанская мэрия, декабрь 2004 г.; «Венецианские миражи. Облики и лики венецианского карнавала» – Дом-музей Марины Цветаевой, Москва, 25 февраля-25 марта 2005 г. и Венеция, остров Сан Серволо (в рамках конгресса Европейского общества культуры, март 2005 г.); «Фото-поэзия» - Пушкинский Дом, Лондон, апрель 2007 года; «Водяные знаки» - «Галерея ХХI века», Москва, 25.09 -06.10.2007.

Фотоработы Лидии Григорьевой находятся в частных собраниях Лондона, Москвы, Венеции, Брюсселя.

 

 

Лидия Григорьева

Фото-поэзия

«Там у тебя в саду такой ПАТРИАРХ расцвел!» – сказала мама. И я ринулась в сад, продираясь сквозь колючую розовую изгородь, бесцеремонно расталкивая толпу гомонящих на сильном ветру растений, и увидала…

 

Первородство его было неоспоримо. Ни за какую чечевичную похлебку отдать его будет уже невозможно: слишком много влюбленных свидетелей его перворождения. И на земле, и на небе.

 

А рядом с молодым и сильным будущим патриархом всего рода уже следующим утром распахнул, разметал свои крылья, вострепетал огненным оперением шестикрылый Серафим. Его могучие багряные воскрылия трепетали и переливались огненными бликами на всю необозримую вселенную моего маленького сада.

 

Изо дня в день расцветали и светились в прозрачном утреннем воздухе все новые и новые персонажи: «видимым же всем и не видимым». Появилась целая толпа молодых, едва оперившихся ангелов. А за ними следом – появились и горожане, и торговцы, и мудрецы, и оборванцы. Стало быть, пустой и разрушенный зимними, грабительскими ветрами Иерусалим опять заселялся: это расцвели во всю силу и мощь гигантские огненные маки.

Стоит только однажды не выйти к саду, как может случиться непоправимое: ты не увидишь, что расцвел не просто цветок, а исторический или библейский персонаж. Даже в пору его расцвета, но в другой день или в другой час будет уже другое освещение, другая погода, другое солнце, то есть другая эпоха, другие времена с другими патриархами и другими пророками…

А построили этот призрачный город в моем саду солнечные блики и светотени, рассеянный солнечный свет и неистовые солнечные лучи. Это они воздвигли его стены, дворцы и халупы, храмы и просторные торжища, на которых подвизаются и торговцы, и мытари, и бродячие хитрецы, и непризнанные пророки.

И верховой ветер в листве огромного широколистного дерева – разве это не ропот толпы, изгоняющей из города пророков и ангелов? Разве это не топот римских легионеров и сотников, разгоняющих буйствующую ораву?

А в этой толпе – и куст розмарина в зеленой длинной хламиде, словно книжник и фарисей, и гибкие плети зимнего мелколистного жасмина, согнутые в дугу житейскими тяготами и трудами, и пышноголовая, ярко цветущая азалия, словно римская матрона, наблюдающая за беспорядками в городе с высокой тенистой террасы.

И в центре этого садового мироздания пылает, неистовствует и сгорает от желания донести до каждого из живущих открывшуюся ему истину огромный огненный мак. Это он – в обтрепанном рваном плаще – пророк, изгоняемый обывателями из города во тьму внешнюю. В пустыню забвения и небытия. До прихода следующего пророка…

 

Даже страшно подумать, что было бы, если бы я не вышла в сад однажды вечером, и не посмотрела на него. Вернее, если бы не рассмотрела, не увидела, что его роскошный багряный плащ давно износился до ветхости в житейских и реальных (слишком ветреным выдалось это лето!) бурях. Если бы не сняла «на цифру» его простертые к небесам руки, лепестки, крылья. Если бы не услышала сердцем это трепетание, это последнее воздыхание прежде могучей, ликующей жизни. Если бы мне вдруг оказался невнятен этот вопль, эта мольба «уходящей натуры», то ведь никто никогда и не узнал бы, что он, этот мак, этот пророк в красном, рваном плаще, этот патриарх в рубище – был на этом Свете, гостил в Иерусалиме моего сада. И ушел в мир иной – навеки. До следующего лета. Или летоисчисления.

 

21 июня 2008г., Лондон

 

 

 

АНГЕЛЫ САДА

 

«...Сегодня много Ангелов в саду...»

 

Ангелы в саду сначала прячутся. Не поддаются исчислению, опознанию и осознанию случившегося чуда: они – все же! – прилетели.

 

Несколько дней тому назад это были «начинающие ангелы»: маки только распластывали свои крылышки и воскрылия. Но чтобы перевоплотиться и взлететь, надо было не просто блистать юной красотой, очаровывая ею окрестное пространство, нужно было пострадать от дождя и ветра, заматереть от житейских невзгод, набраться опыта. И – преобразиться.

 

Я много лет ждала их. Впервые они посетили мой сад в 2002-м году. И случилась фотокартина АНГЕЛ СТРАСТИ: темно-багровая, глубоко бархатная огромная роза. И на ней приземлившийся в саду ангел. Он прилег после долгого перелета. Белые пелены его невесомых, кисейных одежд, полупрозрачные крылья. Прилег. Устал. Скоро полетит дальше.

 

Потом на проявленной пленке (наиболее фотографически надежные аппараты, это всякий фотохудожник вам скажет) и проявилось то, о чем я теперь говорю. Но я-то знаю, что это был всего лишь узкий и ослепительный луч закатного солнца и упал он на вечернюю догорающую розу через щель в соседском дощатом заборе – и таким чудесным образом преломился.  И мама, читающая книгу в садовом кресле, окликнула меня громким голосом: «Беги скорее! Луч уйдёт»! И я скатилась кубарем со второго этажа от компьютера, к которому в ежедневной работе просто-таки прирастала. И оттого порою не успевала озирать сад фанатично жадным взором фотографа, свойственным мне, когда я выхожу в сад с мистическим прибором («...фат-тапарат – мистический прибор!»), способным уловить, как оказалось, даже НЕВИДИМОЕ.

 

А чудеса не ждут. Они случаются помимо нас. И частенько мы бываем рассеяны, невнимательны, а то и вовсе поворачиваемся к ним спиной.

 

На моей первой персональной фотовыставке в Москве «МАНИЯ МОНЕ» (Улица ОГИ, март 2003) АНГЕЛ СТРАСТИ был центром всей композиции и главным художественным событием выставки. Это отражено и в прессе, и в книге отзывов.

Но такие чудесные события не могут случаться часто и стать обыденностью. Пришлось ждать долгих четыре года.

 

И вот в 2006 году (как это далеко и как близко!) сад заполонили ОГНЕННЫЕ АНГЕЛЫ! Огромные маки после долгого и могучего цветения вдруг однажды утром преобразились. Они взмахивали огромными багряными крыльями, словно стремились улететь с низкого старта туда, откуда прилетели. Они пылали на солнце, светились и горели всеми оттенками солнечного пожара на лоснящихся и сияющих, полных силы и мощи лепестках-крыльях. Они распластали их вокруг головки в бархатной шапочке, из-под которой выбивались короткие прядки волос. Отвернули от нас свой пылающий нездешний лик, чтобы мы не ослепли от небесного огня, и явили нам лишь ершистые юношеские затылки: «Мы здесь – ненадолго, мы уже улетаем...»

 

Словно бы сам ШЕСТИКРЫЛЫЙ СЕРАФИМ явил нам облик, не явив своего лица, чтобы не ослепить своим взором людей, обомлевших от радости постижения непостижимого.

И этими людьми была я сама и моя семья – мама и муж.

 

ЧЕТЫРЕ АНГЕЛА стали событием на моей фотовыставке в Пушкинском Доме в Лондоне, в апреле 2007 года.

Но потом они не прилетали ко мне долгие шесть лет.

Не посещали.

Не удостаивали.

Я уже и смирилась-то вполне – хватит и случившегося счастья на всю оставшуюся жизнь! Ведь остались же фотокартины на стене  моего кабинета в Лондоне. Фотоархивы, «картинки с выставки» и четыре строки:

 

Это ангел – уходящий.

Это ангел – в небе сущий.

Это ангел – уносящий.

Это ангел – вопиющий...

 

Неисчислимые толпы библейских племен и народов, воплотившихся в самые разнообразные и разнопёрые цветочные образы и персонажи, обрядившиеся в их одежды – от порфироносных мантий до рваных лохмотьев (после грозы или града, побивавшего нежные лепестки) прошли через мой сад за все эти годы. Среди них были и яростные проповедники, и изгнанные пророки, и бесстрашные воины, и оборванцы, и попрошайки, и счастливые матери, и богатые негоцианты, и мелкие мошенники, и воришки, и целые семьи обездоленных беженцев в поизносившихся одеждах. Не было среди них только ангелов. И вот вчера, четвертого июня 2012 года, в праздничный день Святого Духа – они снова посетили мой сад.

 

Сотрясаемый холодным ветром и дождем, истрепанный и поникший, сад удостоился визита бестелесных, непрозреваемых, но подразумеваемых и потому иногда уловляемых человеческим взором, а паче так и фотообъективом, небесных СИЛ.

 

САД – УТЕШИТЕЛЬНОЕ УБЕЖИЩЕ ДЛЯ НЕЯВНЫХ,

ЕДВА ПРОЗРЕВАЕМЫХ НАМИ СУЩНОСТЕЙ.

 

Их только нужно увидеть – и угадать.

5 июня 2012г., Лондон

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.