http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Исламский способ организации бизнеса Печать Email

Автурханов Элан, к. э. н.

 

/ж. “Портфельный инвестор”, №10, 2007г./

 

 

 

Основным принципом деятельности исламских финансовых организаций (инвестиционные банки, инвестиционные дома, инвестиционные компании) является строгое соответствие Исламскому праву: запрет на взимание ссудного процента, разделение между партнерами как прибыли, так и убытков, и т.д. Исламские банки сохраняют чётко разделённый статус между акционерным капиталом и депозитами клиентов для обеспечения правильного распределения прибыли. Финансовые операции, осуществляемые в соответствии с Исламским правом, являются формой этического вложения. Например, инвестирование средств вкладчиков в такие виды деятельности, как производство и торговля алкоголем, азартные игры и т.д. запрещены.

 

С развитием экономических отношений между западными странами и мусульманским миром, западные банки  начали  открывать в странах Ближнего Востока свои банковские подразделения, работающие в соответствии с исламским правом. Первое такое подразделение было открыто в 1996 г.

Эксперимент (первый в новейшей истории) с Исламским банковским делом был осуществлен Ахмадом Эль Наджаром в 1963г., в египетском городе Мит Хамр. Суть проекта состояла в следующем: в течение четырех лет 9 банков, в основу работы кото-рых был положен принцип полного отказа от взимания ссудного процента, занимались инвестированием средств в торговлю и промышленность - напрямую или в партнёрстве с другими инвесторами. Полученная прибыль распределялась между вкладчиками. По своей сути эти банки относились к инвестиционным.

В 1974г. организацией исламских стран был учреждён Исламский банк развития (ИБР) – межправительственный банк для обеспечения финансирования различных проектов в странах-учредителях. ИБР обеспечивает платные финансовые услуги и финансовую помощь на основе разделения прибыли. Операции ИБР освобождены от ссудного процента.

Изменения политического климата в мусульманских странах в 70 гг. прошлого столетия содействовали формированию конъюнктурных условий для развития исламских финансовых организаций. На Ближнем Востоке начали появляться специфические банки:  Дубайский Исламский банк  (1975г.), Фейзал Исламский Банк Судана (1977г.), Фейзал Исламский банк Египта (1977г.), Бахрейнский Исламский Банк (1979г.). Азиатско-Тихоокеанский регион не оставался безучастным к этим процессам.  Здесь в 1973г. был учреждён Филиппинский Амана Банк (ФАБ). Данный банк был основан для оказания помощи мусульманскому сообществу. Он имеет 8 филиалов, расположенных в главных городах южных мусульманских провинций. В 1988г. ФАБ стал полностью Исламским банком.

В Малайзии, с целью помощи людям в накоплении средств, необходимых для совершения хаджа, была сформирована первая исламская организация – Мусульманская корпорация паломников по сбережениям и Совет Фонда (Табунг Хаджи). Успех корпорации явился стимулом для учреждения Исламского банка Малайзии, 12,5% уставного капитала которого было внесено Табунг Хаджи.

Вне арабских стран, к первой финансовой организации, соответствующей Исламскому праву, относится Исламская банковская система, учреждённая в Люксембурге в 1978г. Она представляет собой первую попытку формирования исламского банковского дела в западном мире. Можно отметить также Исламский международный банк Дании и Исламскую инвестиционную компанию в Мельбурне (Австралия).

Среди тех, кто предлагает банковские услуги в соответствии с исламом, присутствует “Ситигрупп”, которая имеет “Сити Исламский инвестиционный банк” в Бахрейне, в то время как HSBC действует в Дубае через свою “Аман Финанс Со”.

“Люди начинают признавать, что в арабском мире существует интерес к инвестированию в соответствии с исламом, - говорит Элизабет Джексон-Мур, управляющий директор филиала “Муддиз” на Кипре. - Статистика показывает, что через финансовые организации, работающие в соответствии с Исламским правом, в различные сферы экономической деятельности инвестировано более 100 млрд. долларов США. И, возможно, будет столько же доступных банковских продуктов”.

Этот рынок начал быстро развиваться, когда в середине 1990-х гг. была издана фетва (религиозное правило) о том, что инвестирование в современные акции не нарушает принципов шариата. Перед банками стояла сложная задача проектирования банковских продуктов в соответствии с этими правилами, которые запрещают инвестирование в традиционные финансовые услуги, потому как ссудный процент рассматривается как ростовщичество. Правила запрещали также инвестирование в сферы, связанные с алкоголем, азартными играми, табаком, оружием, продуктами, имеющими отношение к свинине.

Исламские банки и банковские организации, предлагающие исламские банковские продукты и услуги, нуждаются в учреждении Совета консультантов для обеспечения гарантии того, что деятельность банков будет соответствовать исламским правовым принципам.

В Малайзии Национальный шариатский консультационный совет даёт консультации Банку Негара Малайзия по вопросам соответствия банковских операций, продуктов и услуг организаций исламским принципам.

Управление по финансовым услугам Великобритании в депозитном подразделении имеет команду экспертов по исламскому банковскому делу, которые призваны координировать действия исламских организаций. Здесь считают, что Исламский банк может обеспечить ипотеку, текущие счета и потребительские продукты в банковской кредитной сфере, чтобы заполнить разрыв на рынке для резидентов-мусульман. Мусульмане Великобритании – это около 340 тыс. домовладельцев с общей суммой сбережений около 1 млрд. британских фунтов стерлингов.

Представление об ареале исламских банков даёт следующий список: на Багамах - Масраф Фейзал Исламский Банк; в Бахрейне - Исламский банк и Альбарака Исламский инвестиционный банк; в Бангладеш - Исламский Банк; в Египте - Фейзал Исламский банк и Исламский международный банк инвестиций и развития; в Дании - Исламский международный банк; в Иордании - Исламский банк финансов и инвестиций; в Либерии - Африканский арабский Исламский банк; в Сенегале - Фейзал Исламский банк; в Судане - Исламский банк Западного Судана, Исламский банк Судана и Тадамун Исламский Банк.

Согласно данным Генерального Совета по Исламским банкам, с начала своего развития (70-е годы прошлого века) исламское банковское дело имело ежегодный прирост более 10%. Этот успех был обеспечен благодаря достижениям мусульманских учёных в исламском финансовом инжиниринге, развивавшемся в соответствии с рыночными запросами.

Хотя разумным основанием банковского дела, соответствующего шариату, является стремление дать мусульманам альтернативу традиционным финансам, основанным на ссудном проценте, однако серия скандалов в корпоративной среде США помогла закрыть разрыв между этическими запросами мусульманских и немусульманских вкладчиков. Традиционные финансы направились в сторону общественных ценностей исламских финансов. Немусульманские вкладчики были разочарованы скандалами по разоблачению финансовых махинаций организации “Энрон” и банковских операций на Уол-стрит. Отсутствие финансовой перспективы сдерживало вкладчиков. Они начали склоняться к инвестированию на этической основе. Согласно моральным критериям, на 8 долларов,  инвестированных в США, приходится по 1 доллару. Такие критерии включают запрещение инвестирования в табачную деятельность и издание продукции порнографического характера, т.е., выбирая банк, вкладчики делают вклад в тот из них, который не инвестирует в последующем средства вкладчиков в обозначенные виды деятельности.

Интересно рассмотреть контрактные связи сторон. Договор по закладной на предоставление кредита, согласно традиционной западной банковской системе, может быть перемещаемым, предоставляя возможность третьему лицу, через переуступку права на взыскание кредита, получить причитающуюся сумму по кредиту, что неприемлемо для исламских банков, так как является формой продажи и покупки долгов. По мнению шариатских учёных, платеж за гарантию оплаты неприемлем. Следовательно, частная страховка ипотеки, которая часто устанавливается за высокий риск или первоначальный платёж – “часть стоимости покупки, уплачиваемой наличными при покупке в кредит и не учитывающейся при определении общего размера кредита” 1, – так же недопустима2.

Пеня как понятие, сходное с Риба (проценты на капитал), запрещена в шариате.

Пеня как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, имеющая разрешительную законодательную основу на взимание, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, не всегда способствует повышению эффективности экономического развития. В обстановке плохих экономических показателей хозяйствования эта мера только усугубляет и без того тяжёлое положение налогоплательщика, а метод начисления пени, определённый за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора3, делает сумму выплат неподъёмной для налогоплательщика.

Важными условиями для обеих договаривающихся сторон в вопросах заключения контракта являются ясность и конкретность, что способствует эффективному выполнению обязанностей по договору. Юридически действительной является сделка, заключённая в соответствии с исламом, если продавец и покупатель обмениваются предложением и акцептом, которые определяют объект торговли и цену, и они оба соглашаются4.  Твёрдое закрепление объекта торговли и цены исключает последующее неверное истолкование сторонами условий заключённой сделки, ограждая их от потенциальной необходимости нести дополнительные издержки в случае разрешения возникших споров в судебном порядке.

В системе российского права при заключении соглашения между сторонами действует норма свободы договора, в соответствии с которой “стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора”5.

Система исламских финансов определяет правило одного контракта с отсутствием гибридизации. Большинство школ исламского правоведения не разрешает совершения более одной сделки по одному договору. К примеру, контракты продажи и аренды не могут быть объединены в одну сделку. В США подобное объединение возможно6.

Инвестиционные риски банковской системы формируют задачу их страхования. Это особенно актуально в условиях универсализации современных банков, расширения сферы их деятельности.

В западной финансовой модели страхование рисков предполагает известный механизм, при котором застрахованное лицо приобретает страховой полис у страховой компании и периодически осуществляет страховые взносы. При наступлении страхового случая компания-страховщик возмещает застрахованному лицу или весь причинённый ущерб, или часть его. В случае если страховой случай за период страхования так и не наступит, то страховая компания получает значительную прибыль от страховых взносов.

Подобные взаимоотношения компании-страховщика и страхователя - в русле традиционной западной финансовой модели - определяют её как запрещённую в исламской финансовой системе. Дело в том, что такие сделки относятся к Gharar, т.е. к разряду сомнительных сделок, которые запрещены шариатом. Эта сомнительность заключается в следующем: страховая компания не реализует конкретный товар, возникновение страхового события диктуется волей случая. Поскольку сомнительности подвергается объект страховой сделки, вся сделка относится к Gharar и запрещена шариатом.

Исламское кооперативное страхование, в котором каждый его член отчисляет взносы в общий фонд, является альтернативным способом страхования инвестиционных рисков, удовлетворяющим условиям шариата. В случае наступления страхового события у одного из членов кооперативного страхового фонда, он обращается с заявлением на возмещение ущерба и получает деньги из общего фонда. Согласно исламским правовым принципам, незатребованные денежные средства и прибыль фонда от инвестиций распределяются между членами фонда. Вложения производятся в операции, лишённые чрезмерного риска.

Значимой разницей между кооперативным страхованием исламской финансовой системы и коммерческим страхованием традиционной западной системы является то, что в западной системе страхования страховая компания ориентируется на получении прибыли от взносов застрахованных лиц, в то время как в исламском кооперативном страховании основная цель – снижение финансовых потерь, которым подвергаются его члены.

Путём непосредственной диверсификации вложений, разнообразя объекты собственного финансирования, индивидуальные инвесторы могут решать вопрос страхования рисков.

В части налогообложения имущества организаций исламские правовые нормы требуют, чтобы владелец собственности выплачивал налог. В случае аренды имущества, в  том числе недвижимого, сумма налога может быть восстановлена в арендной плате, когда арендодатель возмещает расходы на налог на переданное в аренду имущество через арендную плату, а также путём дополнительной, или добавочной, арендной платы.

При предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, соответствующую сумму налога и уплатить её в бюджет7.

При обсуждении вопросов функционирования системы исламского инвестирования имеют место высказывания о необходимости разработки и совершенствования финансовых продуктов, в том числе, новых их видов.

Данную меру повышения эффективности деятельности исламских банков можно принять при условии, что под ней подразумевается более детальная коррекция (в точном соответствии с принципами шариата) предлагаемых клиенту финансовых продуктов, при качественном усовершенствовании взаимодействия с потребителем в русле последних достижений в сфере инвестиционных услуг: информационные технологии, всеобъемлющая сетевая компьютеризация, глобальные системы связи.

Однако при разработке финансовых продуктов, в том числе новых их видов, следует знать о необходимости твёрдого следования нормам исламского права в процессе их адаптации к нуждам клиента. Данный момент, помимо присутствия юридической преемственности и свойственной ему уникальности, приобретает также значимость для коммерческой успешности банковских организаций. Строгое соблюдение принципов шариата при разработке и совершенствовании финансовых продуктов имеет целью сохранение их оригинальности, что позволяет не размывать качественные характеристики предлагаемого клиенту товара с другим ассортиментом, не формируя образ прототипа при сравнении с множеством сосредоточенной на рынке продукции. Эта уникальность и есть как раз та основная черта, которая притягивает потенциальных вкладчиков при выборе банковской организации как субъекта вложений и предлагаемых ею финансовых продуктов как объектов вложений. Когда задача адаптации к нуждам клиентов будет решаться чрезмерной универсальностью предлагаемых финансовых продуктов, в погоне за которой будет иметь место некоторое игнорирование желаний целевого клиента по предоставлению простых и понятных финансовых продуктов, вероятно исчезновение отождествления инвестиционной организации с желаемой сферой вложений для клиента. Собственно наличие твёрдой исламской правовой основы служит решающим фактором, который определяет выбор вкладчика, ориентированного на соблюдение принципов шариата и итоговый финансовый успех банковской организации.

Благополучное развитие банковской организации должно зиждиться также на финансовом образовании - ключевом аспекте развития и совершенствования финансовой продукции. Для составления эффективного плана ценностей, нужд и желаний клиента8 специалист, занимающийся этим видом банковской деятельности, должен задавать потенциальному клиенту правильные вопросы. Это связано с высокой конкуренцией на рынке финансовых услуг, которая создаёт условия для принятия потребителем только качественного продукта, соотносящегося с его ожиданиями.

Такое положение, вызывая давление на банковские организации, не ориентированные на клиента, выгодно для последнего, так как позволяет ему, за счёт отсеивания неконкурентоспособных финансовых организаций, иметь в своем распоряжении наиболее приемлемые услуги по вложению свободных средств. Ежедневная работа происходит под воздействием рыночных сил, что итожится в результатах взаимодействия спроса и предложения, определяя конечную цену продукта и распределение ресурсов. Это требует от банковских организаций правильных и продуманных решений по опознанию, формированию, а если надо, то и овладению (что более всего возможно в современных условиях конкуренции) собственной функциональной нишей для работы. Задача банковской организации заключается в максимальном удовлетворении ожиданий клиента. Регулирующие меры, принимаемые государством, не должны становиться фактором, сдерживающим инвестора.

Основная цель мер регулирования состоит в пресечении мошенничества, укреплении прозрачности, в содействии процессу развития банковской структуры. Чёткие и понятные потенциальным вкладчикам правила деятельности банковских организаций, разработанные в соответствии с исламскими принципами, без привнесения в них сторонних правовых норм, послужат упрощению порядка вложения вкладчиками в эти организации своих средств и тем самым ускорят инвестиционный процесс.

По исламским правовым нормам, лицо, осуществляющее продажу товара, должно иметь право собственности на него в момент продажи. Эта регламентирующая мера является очень полезной для покупателя, так как повышается гарантия совершения сделки купли-продажи.

Директива по обладанию товаром на момент продажи, а если взять шире, то и обязанность финансовых организаций владеть активами, прежде чем будет происходить процесс преобразования их в инвестиционный продукт, диктует необходимость наличия финансовых средств. В этом вопросе значительную помощь может оказать государство через выделение средств на приобретение активов. Стимулирование создания экономических субъектов (потенциальных субъектов налогообложения) - фактор, способствующий увеличению налогооблагаемой базы, а значит, дающий возможность повышения совокупных доходов государственного бюджета.

Относительно взимания с заёмщика фиксированной платы при предоставлении ему займа можно сказать следующее. Законодательное запрещение ссудного процента и обособление рамок инвестиций вкладчиков в реальные сектора на государственном уровне способствуют обновлению целых секторов экономики, производственных комплексов, транспорта, системы коммунального хозяйства, давая стимул развитию всего народного хозяйства. Этот фактор был бы весьма полезен для государств, страдающих от нехватки инвестиций в реальную экономику. Когда банковские и финансовые учреждения занимаются операциями по кредитованию крупных клиентов и населения, игрой на фондовом и валютном рынках, в то время как производственные комплексы из-за отсутствия инвестиций находятся в стагнации, экономика государства становится зависимой от зарубежного товаропроизводителя, а значит, подрывается его экономическая безопасность. При наличии в экспорте государства значительных объёмов полезных ископаемых усугубляется сырьевая торговая специализация страны в мировой экономической системе. Это ведёт к тому, что значительная доля добавочной стоимости, сосредоточенной в конечном потребляемом продукте в форме наибольшей прибыли, остаётся за рубежом.

Эксплуататорский характер и провоцирование финансовых кризисов оправдывают запретительные меры по взиманию ссудного процента. Кризисный аспект в настоящее время чрезвычайно важен, так как финансовые кризисы, формируя и расширяя кризис неплатежеспособности, нередко приводят к крупным негативным последствиям как на предприятиях и организациях по предоставлению услуг (через сокращение прибыли, немалая часть которой идёт на оплату кредитной задолженности по фиксированной ставке, несмотря на их финансовое положение), так и в экономике в целом, где раскручивание маховика увеличения задолженности приводит к стагнации целых секторов народного хозяйства страны.

Очерчиваются ключевые цели мусульманского права.

Юридические ограничения мусульманского права направлены на поддержание устойчивого инвестиционного климата. В современный период при принятии инвестором решения о вложении средств доминирующим фактором является стабильная инвестиционная среда. Подрывая основы роста инфляции через запрещение ссудного процента, активизирующего финансовую дестабилизацию в государстве, мусульманское право способствует развитию инвестиций.

Ограничительные нормы мусульманского права содействуют выработке в государстве здоровых финансово-экономических условий. Запрещение сомнительных сделок с перечислением их проявляющихся негативных моментов направлено на достижение максимальной справедливости между сторонами инвестиционной сделки, а также на разрешение будущих возможных споров к их обоюдной выгоде, без обременения их судебными разбирательствами.

Правовое запрещение сомнительных сделок, конкретность и определённость по поводу объекта продажи, его цены, количества, места и периода реализации вызывают у потенциальных инвесторов побудительные мотивы к вкладыванию средств. Укрепление регионов со стабильно развивающейся инвестиционной средой является благоприятной предпосылкой расширения международного движения капитала и упрочения экономических отношений между странами.

Положительная роль исламских норм состоит также в запрещении продажи от имени другого лица. Постоянный торговец определённого рынка владеет необходимой информацией о сложившемся в этом месте соотношении спроса и предложения и, предлагая приезжему владельцу товара условие продажи от его имени, он, вероятно, будет поддерживать низкие объёмы снабжения рынка товаром, а значит и высокие цены на него.

Искажение реальной картины спроса и предложения формируется через искусственное поддержание низких объёмов предложения товара на рынке, ведущее, в соответствии с законом спроса и предложения, к формированию высокой цены на товар. В проигрыше оказывается конечный покупатель, приобретающий необходимый ему товар за необоснованно высокую цену. Данная ситуация негативно сказывается и на реальных доходах владельца товара, так как посреднические услуги постоянного торговца могут оказаться чрезмерно дорогими.

Цель ограничения продажи от имени другого лица в правовой основе исламского инвестирования заключается также в исключении монополизации рынка, ухудшающей текущие рыночные условия. Вызывая закрепление высоких цен на продукцию, и тем самым сокращение свободных средств населения, монополизация в то же время создаёт барьеры на пути вхождения в рынок новых участников, разрушает конкуренцию. Отсутствие же конкуренции сдерживает совершенствование качественных характеристик предлагаемого товара.

В широком смысле, факторы, способствующие снижению качества предлагаемых на рынке товаров, замедляют модернизацию экономики государств, поскольку при совершенствовании товара совершенствуются и орудия производства, повышается квалификация работников, его производящих.

Если мир начнёт ценить этические стандарты, являющиеся частью исламского банковского дела, то увеличатся потенциальные запросы в продуктах и услугах этой финансовой сферы.

Исламское банковское дело развивается как новая парадигма финансовых услуг, поддерживая корпоративную социальную ответственность и деятельность, основанную на общечеловеческих ценностях. Оно ещё только движется по направлению к формированию масштабов и достижений традиционной финансовой системы.

Инновации являются ключом к будущему исламского банковского дела. Главная задача - развитие собственных моделей свойственных риск-менеджменту и секьюритизации. Исламское банковское дело может строиться только на здоровых принципах.

Финансовый реинжиниринг традиционных инструментов может служить знаком нехватки представлений и собственных теоретических принципов. Добиваясь развития качественных краткосрочных финансовых инструментов, исламские банки испытывают затруднения в генерации активов, ликвидности, кредитных рейтингах. Это создаёт препятствия в конкуренции с традиционными банками, предлагающими продукты денежного рынка.

Следует сказать и о необходимости предложения исламскими банками приемлемого уровня дохода по вкладам. Здесь следует продемонстрировать экономическую эффективность и финансовую дисциплину. Необходимо развитие исследовательских центров, способных предложить теоретические основы решения возникающих задач.

 

Примечания:

 

1Разъяснение автора данной научной статьи.

2Abdulkader Thomas. Methods of Islamic Home Finance in the United States. 2001. P. 3.

3Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 75, п. 4.

4Mahmoud Amin El-Gamal. A Basic Guide to Contemporary Islamic Banking and Finance. 2000. P. 9.

5Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 421, п. 3.

6Abdulkader Thomas. Methods of Islamic Home Finance in the United States. 2001. P. 2.

7Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 161, п. 3.

8Thomas Gainor. A Practical Approach to Product Development. 2002. P 4.

 

//www. portfeiinvestor.ru//

 

Комментарии  

 
0 #1 rustam 19.08.2015 12:37
Првиветствую Вас!Хотелось бы узнать о программе инвестиций ИСЛАМСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ,Как выйти на отдел инвестиций с предложением о финансировании инновационного проекта

Буду рад Вашему ответу,
С наилучшими пожеланиями Рустам.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.