http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Марйам (Дева Мария, да будет доволен ею Аллах) Печать Email

 

 

Всевышний Аллах сказал:

Оказал ей (Марйам) прием прекрасный Господь ее и взрастил ее с добротой великой. (3:37)

Аллах, Велик Он и Всемогущ, сказал:

Вспомни, (Мухаммад а.с.с.), как сказали ангелы: «О Марйам! Воистину, избрал тебя Бог, очистил (в Вере) и возвысил над женщинами миров.

 

О Марйам! Будь покорной Господу твоему, твори поклоны земные и поясные вместе с теми, кто поклоны творит». (3:42-43)

Всевышний сказал:

(Примером назидательным служит) также Марйам, дочь Имрана, сберегшая лоно свое. Вдохнули Мы в него частицу Духа (сотворенного) Нами, приняла она как Истину слова Господа своего и писаний Его, и была она покорной Ему. (66:12)

(Помяни, Мухаммад а.с.с.), в Писании (т.е. Коране) Марйам, о том, как удалилась она от родных своих в место (некое), что находилось в восточной стороне, и отгородилась от людей завесой. Послали Мы к ней Дух Наш, и предстал он пред ней в облике мужчины пригожего. Воскликнула она: «Воистину, уповаю я (в защите) от тебя на Милостивого. Если боишься ты Бога (не совершай поступка нечестивого)». Ответил (Джибриль): «Воистину, посланец я Господа твоего (ангел) и пришел (передать тебе слово Его) о даровании тебе мальчика пречистого». Удивилась (Марйам): «Как может у меня родиться мальчик, если не касался меня мужчина и не была я блудницей?» Провозгласил (Джибриль): «(Свершиться) сие. Ибо изрек Господь твой: «Не трудно это для Меня. Воздвигнем Мы его (т.е. Ису, будущего сына Марйам) знамением для людей и милостью от Нас». Дело уже решено (19:16-21)

И тут молвил (Иса): «Воистину, раб я Божий. Ниспослал Он мне писание и воздвиг пророком (Своим). И где бы ни был я, буду благословен. Вменил Он мне в обязанность творить обрядовую молитву и (раздавать) милостыню искупительную (в пользу бедных) до конца дней моих; повелел быть почтительным к матери моей, не создавал Он меня притеснителем, ослушником. Да будет мир надо мною и в день, когда родился я, и в день кончины (моей), и в день (Судный), когда воскрешен буду я к жизни». Вот каков есть по Слову истинному Иса, сын Марйам, о котором спорят так (много)». Не присуще Богу детей (потомков) иметь. Пречист Он (от этого). Когда принимает Он решение (создать) что-либо, то говорит: «Возникни!» - и возникает оно. (Продолжал Иса): «Воистину Бог Единый – Господь мой и ваш. Так поклоняйтесь же Ему, тогда пойдете путем прямым».

Анас (Да будет доволен им Аллах) утверждал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди всех женщин мира ты можешь довольствоваться Марйам (Да будет доволен ею Аллах), дочерью Имрана; Хадиджей (Да будет доволен ею Аллах),  дочерью Хувайлида; Фатимой (Да будет доволен ею Аллах), дочерью Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует); и Асией (Да будет доволен ею Аллах), женой фараона. (Записано Ат-Тирмизи.)

Абу Муса ал-Ашари (Да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что когда мать Марйам (Да будет доволен ею Аллах) родила на свет долгожданного ребенка и заметила, что это девочка, а не мальчик, как она надеялась, то испытала разочарование. Но оно было не долгим, потому что вскоре женщина сказала себе, что все, исходящее от Аллаха, отражает Божественную волю, чаще всего скрывающую мудрость, которую мы не способны сразу осознать.

Первым ее порывом было воззвать к Создателю:

«Когда разрешилась она от бремени, то сказала: «Господи, разрешилась я девочкой», - но Богу (было) лучше знать, кем разрешилась она, ведь мальчик не то, что девочка. – «Нарекла я ее Марйам. Вверяю ее и потомство ее под защиту Твою от сатаны проклятого». (3:36)

Вскоре ребенка, как того требовал произнесенный обет, отдали в храм. Раввины оспаривали ребенка друг у друга, желая поучаствовать в его воспитании, так как девочка была дочерью их предстоятеля Имрана, ценимого и уважаемого всеми. Было не принято, чтобы женщин принимали в храм священником, этим занимались только мужчины, но раввины не могли отказать той, кто еще до рождения была призвана служить Аллаху. Потому каждый и хотел быть воспитателем девочки. В конце концов выбрали Закариййю (Мир ему), мужа тетки девочки по матери. Он был лучшим из них, потомков Харуна, достойнейшим человеком, которому доверили управление этим храмом, как и его предкам.

Марйам (Да будет доволен ею Аллах) росла в семье этого святого человека со своей теткой. Когда она стала девушкой, ей выделили келью в храме, где она могла полностью посветить себя поклонению Аллаху в соответствии с обетом ее матери. Образ жизни, который она вела в этой набожной приемной семье, был строго определен: Марйам (Да будет доволен ею Аллах) все свое время посвящала поклонению Аллаху Единому, проводила дни в посте, а ночи – в молитвах и поклонах.

Каждый день Закариййа (Мир ему) запирал Марйам (Да будет доволен ею Аллах) в ее келье, оставляя молиться, и видел ее только тогда, когда заносил ей пищу. И каждый раз он обнаруживал перед ней пищу неизвестного происхождения. Когда он спрашивал, откуда она, девушка отвечала, что это дар Аллаха. В самом деле, Аллах благосклонно относился к девушке, как это указанно в Коране (2:37).

Аскетичный образ жизни Марйам (Да будет доволен ею Аллах) был приготовлением к судьбе, отличающейся от судьбы всех прочих женщин. И вот однажды Марйам (Да будет доволен ею Аллах) было ниспослано откровение, из которого она поняла, какая великая судьба ее ожидает: Марьям узнала, что Аллах посылает ей ребенка, который будет носить имя – Иса (Мир ему), сын Марйам (Да будет доволен ею Аллах).

(Вспомни, Мухаммад а.с.с., как) сказали ангелы: «О Марйам! Воистину, возглашает тебе Бог словом Своим весть радостную: (ты родишь сына). Имя ему  Иса-аль-Масих (Благословенный) сын Марйам. (Будет он) почитаем в мире этом и будущем и (будет) приближен (к Богу Единому). (3:45)

Бесконечная Божественная мудрость соизволила подготовить девушку к чудесному событию, которое ей вскоре предстояло пережить. Вскоре к ней в ее одиночестве явился посланник Аллаха, архангел Джибриль (Мир ему), который предстал пред ней в человеческом облике. Увидев его Марйам (Да будет доволен ею Аллах) попросила спасения у Аллаха – естественная реакция благочестивой набожной девственницы. Но тут же она заметила, что гость излучает свет, и услышала голос:

«Воистину, посланец я Господа твоего (ангел) и пришел (передать тебе слово Его) о даровании тебе мальчика пречистого» (19:19)

К ней вернулся страх, и она почувствовала недоверие к собеседнику. Она, конечно, понимала, что зачатие происходит вследствие телесного контакта мужчины и женщины, но никогда не видела и не знала, как именно. Почему же тогда не предположить, что этот странный гость лукавит, злоупотребляет ее добротой и доверчивостью... Потому она не могла не спросить:

«Как может у меня родиться мальчик, если не касался меня мужчина и не была я блудницей? (19:20)

Ее беспокойство было недолгим, потому что ангел Джибриль тут же подтвердил: «Все так, как сказал твой Творец».

«(Свершится) сие. Ибо изрек Господь твой: «Не трудно это для Меня. Воздвигнем Мы его (т.е. Ису, будущего сына Марйам) знамением для людей и милостью от Нас». (19:21)

Тогда Марйам (Да будет доволен ею Аллах) успокоилась и поверила гостю, и жребий Аллаха свершился сообразно Его воле. Вновь Аллах явил роду человеческому доказательство Своего существования и Своей бесконечной власти, так же, как и Свое великодушие к сынам Израиля. Марйам (Да будет доволен ею Аллах) же в этом событии увидела проявление Божественного промысла, что и предрекал Аллах:

«А так же Марйам (Марию), дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа (Джибриля). Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных». (66:12)

Чудо произошло, но это было лишь началом многочисленных испытаний, которые впоследствии довелось познать этой чистой женщине. Как, в самом деле, объяснить сыновьям Израиля то, что  с ней произошло, зная, что они никогда не поверят в чудо, настолько они недоверчивы; и как в таком случае переносить их пересуды?

Марйам (Да будет доволен ею Аллах) сначала попыталась скрыть свое состояние, но шли дни, и знаки, которые никого не могли ввести  в заблуждение, становились все нагляднее. Даже Иосиф-плотник, воспитывавший ее после Закариййи (Мир ему), начал чувствовать некоторую неловкость. Никто не сомневался в ее верности и вере в Аллаха, но как объяснить то, что видишь собственными глазами?

Пришел день, когда Иосиф больше не смог молчать. Он открылся пред Марйам (Да будет доволен ею Аллах) и посвятил ее в затруднения, в которых он пребывает последнее время, и сказал, что не может больше охранять ее. Угадав его мысли, Марйам (Да будет доволен ею Аллах) прервала его и попросила не думать ничего плохого и говорить благопристойно. Тогда Иосиф спросил:

- Скажи мне, Марйам, ведь не существует дерева, которое бы выросло без семени?

- Согласна, - ответила Марйам (Да будет доволен ею Аллах).

- И ведь нет дерева, которое бы произросло из неопыленного семени?

- Согласна, - снова ответила Марйам (Да будет доволен ею Аллах).

- Может ли появиться ребенок, если не было отца? – задал последний вопрос Иосиф.

Марйам (Да будет доволен ею Аллах) оставалась спокойной, хотя такие вопросы могли поколебать ее уверенность, и ее ответ был наполнен убежденностью:

- Что до деревьев, то разве ты не знаешь, что Аллах создал растения, не имея семян, что Он может заставить деревья расти Своей волей, даже не нуждаясь в воде? Что же до рода человеческого, разве ты не знаешь, что Адам и Хавва были созданы и не нужны для этого ни отец, ни мать? Ты сомневаешься в могуществе Аллаха?

После этого Иосиф больше ни в чем не сомневался, убедившись в том, что то, что он видит своими глазами, - проявление чуда, доказательство бесконечного Божественного могущества.

Люди вокруг не были такими верующими, как Иосиф: Марйам вынуждена была уйти далеко от людей, туда, где никто не знал бы того, что с ней произошло. Она ушла одна, блуждая в местности, которая ей прежде была неизвестна, исполненная страха, с которым человек заходит в неведомый лес без оружия, чтобы защитить себя.

Так она оказалась в Вифлееме и, едва достигнув его, почувствовала первые схватки и поняла, что вскоре родится ее ребенок. Она была одна, ей неоткуда было ждать помощи. Марйам остановилась у чахлой сухой пальмы, вновь вернувшись к мыслям о том, что ждет ее после рождения ребенка, и отчаяние овладело ею. Ей удавалось в пути скрывать свое состояние, но теперь положение изменится – всякий сможет увидеть ее ребенка. Все эти вопросы не прекращали мучить ее, но серьезнее всего были та неприязнь и сплетни, которые она предугадывала и которым ей трудно было сопротивляться.

Ребенок появился на свет в великом одиночестве, без всякой помощи матери, которая очень страдала. Когда она бросила взгляд на сына, то почувствовала такую усталость и такое полное отчаяние, что на миг пожалела, что не умерла до того, как родился этого ребенок. Но в следующий момент она встала пред необходимостью собрать все свое мужество, так как услышала совет Аллаха:

«Дабы не огорчалась ты (понапрасну), устроил возле тебя Господь ручей (прохладный). Так (пригни-ка) к себе ствол пальмы и потряси его, - посыплются на тебя финики свежие и спелые». (19:24-25)

Новое доказательство Божественного присутствия пришло к ней, и она с готовностью подчинилась. Она решила поститься весь этот день и ни к кому не обращаться с речами.

Когда Марйам (Да будет доволен ею Аллах) вернулась домой после сорока дней одиночества, ее страхи начали воплощаться в реальность. Сначала люди встретили ее с недоверием, затем начали злословить, осыпая ее упреками. В их глазах она совершила самое непростительное для женщины из почтенной семьи преступление. Марйам же (Да будет доволен ею Аллах) продолжала хранить молчание и переносить несправедливость. Когда родственники обступили ее с вопросами, она коротко ответила, указывая на младенца:

- Я дала обет поститься и ничего вам не отвечу. Если вы хотите что-нибудь узнать, обращайтесь к нему.

«Она совсем с ума сошла? – спрашивали они себя. – Как может младенец разговаривать?»

Но то, что казалось им невозможным, произошло на их глазах – ребенок заговорил, чтобы все объяснить и оправдать свою мать от всех обвинений, нависших над ней.

И тут молвил (Иса): «Воистину, раб я Божий. Ниспослал Он мне писание и воздвиг пророком (Своим). И где бы ни был я, буду благословен. Вменил Он мне в обязанность творить обрядовую молитву и (раздавать) милостыню искупительную (в пользу бедных) до конца дней моих; повелел быть почтительным к матери моей,  не создавал Он меня притеснителем, ослушником. Да будет мир надо мною и в день, когда родился я, и в день кончины (моей), и в день (Судный), когда воскрешен буду я к жизни». (19:30-33)

Присутствующие ничего не смогли ответить на это чудо, а Марйам (Да будет доволен ею Аллах), ощутив  Божественное присутствие, почувствовала прилив сил.

 

Иса (Мир ему) рос благочестивым юношей, не по годам рассудительным. После того, как ему было ниспослано откровение Аллаха и он стал проповедовать истину, Иса (Мир ему) подвергался всяческим гонениям и притеснениям со стороны фарисеев.

Все это время Марйам (Да будет доволен ею Аллах) была рядом с сыном, видела его страдания и старалась, насколько это было возможно, облегчить их.

Враги истины, с тем, чтобы не дать распространиться слову Божьему, решили распять Ису (Мир ему), но, по воле Всевышнего, Иса (Мир ему) вознесся на небо, а распят был другой человек.

 

В течение шести последующих лет Марйам (Да будет доволен ею Аллах) продолжала дело, начатое ее сыном, а затем обрела вечный покой. Так завершилась ее жертвенная и благочестивая жизнь, полная несокрушимой веры в Аллаха, Всеславен Он и Велик.

 

Подготовила к печати З.С. Махмудова

 

 

И Н Ф О Р М А Ц И Я   К   Т Е М Е :

...в душе со светлым воскресеньем

 

Связалось всё, что чисто и светло.

И. Гёте. Фауст.

 

Пасха; также Воскресение Христово. Иначе – Светлое Христово Воскресение. Древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. В ряде стран – государственный. Отмечается большинством христиан мира. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа в I в. н.э. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник), в первое воскресение после полнолуния (после 21 марта). Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно – пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье как день радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл.3). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. Впоследствии, день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздник». Пасха - главный православный праздник (в отличие от католичества, где пальма первенства отдается Рождеству). Пасха завершает 40-дневный пост, в ночь с субботы на воскресенье православные принимают участие в крестном ходе и праздничной службе, а с понедельника начинается пасхальная неделя.В 2009 году отмечался 12.04 (католическая), 19.04 (6.04 по ст.ст.) (православная). В 2010 году - 4.04 (католическая и православная). Празднование: ночью или рано утром богослужения в церквях, семейные застолья, народные гулянья. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, на Западе – подарки, поиск яиц детьми. Связан со всеми переходящими праздниками, зависящими от Пасхи.

Для мусульман это хороший повод рассказать нашим знакомым из числа православных о том, почему мы не празднуем Пасху вместе со всеми и как в Исламе видится процесс «воскрешения Иисуса». К сожалению, не всегда нам хватает мужества, терпения или знаний для того, чтобы лаконично, четко и очень дружелюбно объяснить другим свою позицию. В целом, многие мусульмане и мусульманки на поздравления прохожих с Пасхой отвечают просто: «Я мусульманин (мусульманка)!». Иногда это вызывает выражение легкого разочарования на лице, иногда ставит людей в неловкое положение, а бывает, что у собеседника появляется и чувство скрытой агрессии. Но большинство наших православных соотечественников попросту слегка теряется, поскольку искренне полагает, что праздник Пасхи – общий для всех. Они дарят куличи и крашеные яйца даже своим родственникам-мусульманам, и совсем не потому, что хотят навязать им свое видение Бога, а лишь желая поделиться радостным настроением. В дни религиозных праздников мы действительно становимся ближе друг к другу, осознавая эту простую истину. На Пасху мусульмане поздравляют своих православных соотечественников, так же, как те поздравляют мусульман на Курбан-Байрам или Ураза-Байрам. Что мы знаем о Пасхе? Большинство мусульман знает, что в пасхальные дни православные красят яйца и пекут куличи, которые затем «освящают» в церкви. О происхождении праздника тоже многие осведомлены: христиане празднуют «воскрешение Иисуса». Но в чем заключается это «воскрешение» и каковы исламские представления об этом явлении, не все могут четко сформулировать. Согласно христианской версии, пророк Иса (мир ему) был распят на кресте и умер, искупив своей смертью грехи человечества и дав людям, ставшим на указанный им путь, шанс спастись. Спустя три дня после своей смерти на кресте, он воскрес, «победив смерть», и праздник воскресения Христова отмечается как праздник избавления человечества от грехов. Имеется в виду, в первую очередь, тот «первородный грех», который совершили Адам (мир ему) и Ева (Хава) и за который затем, в представлении христиан, расплачивались все поколения людей. В представлении же мусульман, «первородного греха» как такового не существует и каждый понесет в Судный день ответственность лишь за свои деяния. Поэтому человек, согласно Исламу, не может умереть «во искупление грехов всего человечества». В Коране также сказано, что пророк Иса (мир ему) вовсе не был распят, а согласно, например, авторитетным комментариям Исмаила Ибн Кясира, вместо Исы (мир ему) был распят другой человек, в то время как Иса (мир ему) вознесся к Господу.  Христиане также часто называют Иисуса «Богочеловеком», при этом часть христиан соглашается с вами в том, что Иисус был человеком, считая выражение «сын Божий» условным, а другая часть настаивает на том, что Иисус был именно «Богочеловеком», совместив в себе и духовное, и «плотское». Мусульмане же считают Ису (мир ему) человеком, так же, как и всех других пророков Единобожия (мир им). Многих православных искренне удивляет, что мусульмане признают пророческую миссию Иисуса. И все-таки, поскольку Пророк Иса (мир ему), согласно Исламу, не умер, он, соответственно, и не воскресал. Мусульмане верят, что сейчас он жив и находится на небесах. Вернется же Иса (мир ему) в этот мир с приходом имама Махди. Потом он умрет и воскреснет вместе со всеми в Судный День.

Поэтому на традиционное поздравление христиан «Иисус воскресе» мы можем отвечать «Воистину воскреснет!» и быть готовыми рассказать об этом.

/По материалам Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/ и статьи Айши Галины Бабич на сайте www.islam.ru/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.