Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Роль женщины-мусульманки в современном мире Печать Email

 

Нурди Нухажиев, Уполномоченный по правам человека в ЧР

 

Миропонимание в исламе и его ценности представляют собой исламскую цивилизацию. У этой цивилизации есть свои, четко сформулированные, принципы положения женщин в обществе, в семье. Однако когда мы говорим о положении мусульманки в современном мире, считаю необходимым еще раз вспомнить о том, как формировалось само отношение к исламу.

 

Еще на заре знакомства западного мира с исламом он представлялся ему в негативном свете, и поэтому по нынешний день на Западе существует устойчивое представление о мусульманке как об угнетенном, не имеющем никаких прав, забитом существе.

К примеру, английский ученый Уильям Монтгомери отмечал, что исламоведа поражает тот путь, который формировал в средневековой Европе (до сих пор продолжающий витать над европейской общественностью) искаженный образ ислама.

К сожалению, стереотипы об исламе, в частности, об отношении мусульман к женщине, все еще крепко сидят в сознании, в том числе, и большей части российской интеллигенции, не говоря уже о рядовых жителях России. Так же многие регионы, где преобладает мусульманское население, дают поводы, чтобы вышеприведённое представление о мусульманке сохранялось в умах многих людей, в том числе и самих мусульман.

А какое же место на самом деле отводит женщине ислам?

Приветствуя и поощряя активное участие женщины в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества, ислам в то же время отводит ей главную роль в жизни семьи. Такой взгляд исходит из физиологической, психической, эмоциональной природы женщины. Кстати, в этом плане авраамические религии не имеют принципиальных разногласий. И еще, когда говорят об исламском обществе и, в частности, о положении женщин в этих обществах, надо иметь в виду, что подавляющее большинство мусульманских стран недавно, по историческим меркам, освободились от колониализма.

Как показывает опыт, и это освобождение во многом условно. Именно поэтому мусульманские общества еще не раскрыли свой потенциал, они все еще нарабатывают опыт. А о том, что исламская цивилизация может дать очень многое в копилку общечеловеческого развития, красноречиво свидетельствует ее «золотой век». Найти золотую середину как в личной, так и в социальной жизни общества – вот главная задача женщины-мусульманки в современном мире.

В каких условиях начиналось и закончилось формирование чеченской ценностной шкалы, и какое место в ней отводилось женщине? Не углубляясь в рассуждения, приведу слова одного из самых высокочтимых людей в Чечне и Дагестане – чеченского философа, религиозного деятеля 19 века, устаза (Учителя) Кунта-Хаджи Кишиева. Он наставлял своих учеников (мюридов) относиться к женщине как к святой. Учитывая, что в Чечне наставления Кунта-Хаджи Кишиева и сегодня чтут как нравственный ориентир, я имею полное право утверждать, что уважение к женщине в чеченском обществе было самое высокое, хотя в последние годы такое отношение претерпело некоторую деформацию. Но, как отмечает кандидат философских наук Барет Нанаева, женщина и сегодня в чеченском обществе, несмотря на некоторые ограничения, занимает более достойное место в обществе, чем в ряде других регионов мусульманского мира. Отмечу сразу: именно ценностная шкала народа показывает истинное отношение к женщине в обществе. На формирование ценностной системы чеченского народа большое влияние оказала форма ислама, которая утвердилась в Чечне.

С моей точки зрения, решающее влияние на этот процесс оказали два фактора.

Первый – в Чечне в конечном счете утверждается суфийский ислам, который проник к нам в начале 15 века, после того как он был запрещен и преследовался в Османской империи. Суфийская форма ислама отличается терпимостью, стремлением к совершенству, отвергает всякое насилие над любым живым существом и неживой природой. С этого времени чеченцы начинают перерабатывать свое обычное право через призму нравственных ценностей суфизма.

Второй фактор: чеченцы примерно в то же время начинают длительную и упорную борьбу и, в результате, свергают сословное иерархическое общественное устройство и устанавливают на своей этнической территории демократическое правление (по сути дела – республику). Подчеркну, что в то же время у соседних с нами народов окончательно складываются общества с социальным неравенством, в которых, в отличие от чеченского общества, отношение к женщине определялось ее социальным положением. Именно ценностная система, сложившаяся на базе этих двух факторов, сделала своеобразным и специфичным отношение к женщине в чеченском обществе. Оно разительно отличалось от отношения к женщине у других народов Кавказа. Этот факт отмечали многие ученые, писатели, путешественники.

Так, грузинский писатель и этнограф Александр Казбеги, прекрасно знавший культуру кавказских народов, писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она непристойности...»

А вот что писал русский военный писатель, генерал, участник Кавказской войны Мелентий Ольшевский: «Вообще нужно сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у соседей». Ему вторил его современник – знаменитый имам Шамиль, аварец по национальности. Он отмечал: «… женщина у них (у чеченцев) какая-то святая, неприкосновенная. Ее нельзя оскорбить и унизить ни словом, ни делом». Наш современник, чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев отмечает: «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, но у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение». Отличие воспитательной системы чеченцев от их кавказских соседей отмечали Пушкин и Лермонтов. Стоит только вспомнить их поэмы «Тазит» и «Мцыри».

Приведу еще один красноречивый факт, который не оставляет никаких сомнений в том, что женщине в чеченском обществе отводилось, наравне с мужчинами, достойное место.

Как отмечает тот же Хасиев, который является большим авторитетом в области этнографии Кавказа, в ценностной шкале чеченцев человек является венцом природы, представителем Всевышнего на земле, и поэтому в традиционной чеченской культуре мужчина и женщина являются равновеликими и равнозначными. Думаю, нужно отметить и следующий факт: другие мусульманские народы и даже народы других вероисповеданий, живя среди чеченцев, во многом переняли чеченское отношение к женщине. Чеченская ценностная шкала в наш технологический и информационный век, естественно, начала меняться. Активное участие женщины в общественной, экономической жизни, конечно же, надо приветствовать и поощрять. Сегодня равноправное положение женщины во многих вопросах общественной и личной жизни в Чеченской Республике стало реальностью. Повторюсь, иногда говорят, что женщины в Чечне в чем-то ущемлены, но мы с таким утверждением категорически не согласны. Такое, в кавычках, ущемление, как выше отмечалось, обусловлено природными, физиологическими, психологическими и другими данными женщины. Следует отметить, что за последние 25 лет женщина в Чечне была вынуждена брать на себя не свойственные ей функции. И это не могло пройти бесследно. Социальные роли мужчин и женщин подвергались переоценке. Но этот процесс, как отмечают ученые, еще не достиг точки невозврата.

Общественная мораль в Чечне и сегодня требует соблюдения ментальных установок в отношении роли мужчин и женщин.

Особенно строга мораль в сельской местности, где проживает большинство чеченского населения. Такое состояние объясняется социально-политическими и экономическими условиями. И улучшение этих условий естественным образом будет способствовать выравниванию социальных ролей мужчин и женщин.

Жизнь существует только в развитии, и поэтому понятно, что с ростом материальной и духовной культуры будет изменяться жизнь женщин в чеченском обществе. Вместе с тем, необходимость сохранения семейных ценностей требует повышения роли женщины в функционировании семьи. Как пишет упомянутая выше Нанаева, «в сочетании архаичных традиций и современной цивилизованной жизни состоит ключ к преодолению кризиса, … без надежной опоры на прошлое у общества нет настоящего, тем более, будущего. Язык и нравственные традиции – «золотой фонд» нации. Его нельзя изменять, и ему нельзя изменять».

Чеченское общество консервативно по своей природе. Но это не застойный консерватизм, в том числе и по отношению к женщине, а, как отмечал Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос французского журналиста, «консерватизм, нацеленный на развитие». В настоящее время в Чеченской Республике в сфере культуры, образования, медицины работает около 50 % женщин. Доля женщин в местных органах власти составляет около 10 %. Они заняты в бизнесе. В нашей республике предприняты системные меры, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. С повышением уровня жизни женщина будет все шире представлена в общественной и экономической жизни чеченского общества. Здесь нет никаких споров.

Вопрос в том, чтобы при этом женщина не потеряла той роли, которая определена ей природой.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.
Поддержка сайта