http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Чеченское восстание в Лениногорске Печать Email

Залпа БЕРСАНОВА

 

Кези Бетербиевна Каруева – одна из самых пожилых жительниц нашей республики.  По паспорту ей 117 лет, а по некоторым данным, она родилась в 1887 году.  Много интересного могла бы нам поведать эта пожилая  женщина – ведь пережила она и гражданскую войну, и репрессии 30-х годов, и депортацию вайнахов в 1944 году. Но, к сожалению, память у нее дает сбои. Года два назад, когда я беседовала с Кеси, она не очень внятно пыталась о чем-то рассказать, перескакивая с одной темы на другую. Но когда я задала вопрос о восстании в Лениногорске, она оживилась и  очень эмоционально и складно стала рассказывать о том, как «они врывались в бараки, били детей кирпичами по голове, таскали женщин за волосы».

«Они» – это каторжники, которые терроризировали высланных в Казахстан чеченцев. Но обо всем по порядку…

В городе Лениногорск Усть-Каменогорского района отбывали наказание пятнадцать тысяч переведенных на вольное поселение каторжников, в основном это были уголовные элементы, сосланные сюда со всей страны. Из бараков их перевели в другой городок на противоположный берег Иртыша. А в освободившиеся бараки, предназначенные для уголовников, поселили депортированных из родных мест чеченцев.

Те, кто прошел казахстанскую ссылку, наверное, помнят, что из всех 13 лет изгнания самой холодной, голодной и тяжелой была зима 1946 года. Случилось это из-за неурожая, который постиг страну в том году. Обессилевшие чеченцы умирали  целыми семьями... Но не только голод и холод испытывали в неотапливаемых помещениях несчастные переселенцы. Сюда периодически наведывались зэки, бывшие хозяева бараков. Они устраивали погромы, убивая и калеча чеченцев. Уходя, сжигали бараки, оставляя людей в лютые морозы без крыши над головой и с трудом добытого провианта. Власти были в курсе всех этих беззаконий, но намеренно не вмешивались – молча поощряли геноцид местного масштаба.

Убедившись, что помощи им ждать неоткуда, чеченцы решили защитить себя сами. Накануне очередного погрома они собрались вместе и решили «достойно встретить» своих мучителей, не дожидаясь, пока те ворвутся в бараки.

Организаторами этого своеобразного восстания против уголовников был ученый арабист Ума (к сожалению, фамилию его не удалось узнать) из Улус-Керта и Махмуд Ахмадов из селения Гойты.

Эти два мужественных человека, осознав, что другого выхода у них нет, вооружили чем попало всех, кто способен был держать в руках хотя бы палку (включая женщин и детей), и пошли навстречу зэкам, которые двигались к баракам, чтобы в очередной раз подвергнуть их разгрому.

Впереди шла молодежь. Следом – подростки, старики, женщины и дети. На мосту через реку Иртыш произошло самое настоящее сражение между зэками и восставшими переселенцами. Женщины и дети сражались наравне со взрослыми мужчинами. Несмотря на неравенство сил, чеченцы дрались с отчаянием людей, которым нечего было терять. Они хватали своих обидчиков, избивали, сбрасывали с моста. На Иртыше был еще лед, и сбрасываемые с моста уголовники разбивались насмерть. От этого весь лед был в крови. Потом толпа расступилась, и дрались уже отборные силачи с обеих сторон.

Глубокой ночью чеченцам удалось прорваться сквозь толпу и зайти в казахское поселение, чтобы раствориться здесь среди местных жителей. Им удалось продержаться в этом поселении три дня и три ночи. Потом в это дело вмешались милиция, армия, охрана вольнонаемников. Сначала они стреляли в воздух, потом – по беззащитным чеченцам.

После этой кровавой расправы власти, наконец, прислали машины и расселили всех чеченцев по Семипалатинской области. Предводителей восстания – Уму и Махмуда Ахмадова – отправили в Нижний Тагил в один из самых страшных лагерей, где редко кто выживал.

Ума был человек грамотный. Он больше, чем за себя, переживал за своего молодого друга Махмуда. Он писал в Москву письма, доказывая, что чеченцы были вынуждены действовать так в целях самообороны и другого выхода не было. Благодаря хлопотам Умы, через три года Махмуда освободили. А сам Ума просидел в этих жутких лагерях вплоть до 1953 года.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.