http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Депортация и несостоявшаяся реабилитация чеченского народа Печать Email

Султан Салманов, начальник Управления по приему и консультации граждан Аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике

 

 

23 февраля 1944 года - самый трагический день в истории чеченского народа.

Депортация чеченцев и других народов в 1944 году проводилась с целью полного уничтожения этих народов путем физической ликвидации или насильственной ассимиляции с более крупными этносами.

Как известно, геноцид чеченского народа был узаконен преступным режимом Сталина Указом Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации ЧИАССР от 7 марта 1944 года.

23 февраля 2012 года исполняется 68 лет со дня этих трагических событий, когда целые народы были обвинены в не совершенных преступлениях, названы «врагами народа».

Депортация была актом вопиющего произвола и беззакония, демонстрирующим неблагодарность советской власти по отношению к народам, чьи сыновья и дочери вносили огромный вклад в общее дело Победы над фашизмом, защищая Родину и сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны.

Заслуги чеченцев перед Родиной намеренно замалчиваются. Мало кому в России известно, что среди погибших героев-защитников легендарной Брестской крепости, в первые дни Великой Отечественной войны, было около 300 чеченцев, что не менее 50 тысяч чеченцев воевало на различных фронтах.

Необходимо обратить внимание на даты выселения народов: чеченцы и ингуши – 23 февраля, балкарцы – 8 марта. Режиссерами этих преступлений выбраны были праздничные даты не случайно, а для того, чтобы на века стереть из памяти людей уничтожение целых народов, ведь они были высланы безвозвратно.

От этих трагических событий нас отделяют 68 лет. В течение этих долгих лет выросло несколько поколений. Заросли травой, сравнялись с землей могилы безвинных жертв, но день 23 февраля наступает ежегодно, воскрешая в нашей памяти тех, кто  был лишен своего крова, имущества и брошен в морозные степи северного Казахстана и Киргизии. Эти гордые люди, не утратившие в тяжелейших условиях непобедимое чувство чести и истинно человеческого достоинства, вышли из ссылки не сломленными. А было от чего сломаться, когда эти люди столкнулись с Великим горем, когда при выселении чеченского народа сотни женщин, стариков и детей были сожжены в селении Хайбах, когда расстреливали немощных, инвалидов, когда убивали тяжело больных в лечебных учреждениях, когда люди умирали от болезней в товарных вагонах и были просто выброшены в снег, когда по прибытии в места ссылки люди умирали от голода.

В высылке чеченцы, за попытку посетить своих близких родственников в соседнем селе или районе, получали 20 лет каторги, когда за убийство человека, в тот период, в СССР давали 10 лет.

Согласно официальным данным, в 1944 году чеченцев было выслано около 500 тыс.человек, к концу ссылки погибла половина всей нации.

Причины высылки  с целью уничтожения горцев называются разные,  на мой взгляд, главные из них: 1 – свободолюбие и вековая борьба чеченского народа за независимость; 2 – желание «обезопасить» Кавказ от самого непокорного народа; 3 – взять окончательно в свои руки основную для СССР кавказскую нефтяную экономику, которая показала свою состоятельность в годы Великой Отечественной войны.

 

 

Реализация Закона РФ

от 26 апреля 1991 года №1107-1

«О реабилитации репрессированных народов»

 

Само понятие «реабилитация» означает восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица, либо группы лиц, из-за отсутствия состава преступления.

Реабилитация отличается от амнистии и помилования полным восстановлением прав и репутации ввиду ложного обвинения, возмещением причиненного морального и материального вреда.

Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных в годы советской власти народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», в которой выселение народов из родных мест признается варварскими акциями сталинского режима и отмечается необходимость принятия соответствующих законодательных мер для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям.

Реабилитация репрессированных народов, по определению закона «О реабилитации репрессированных народов», – это признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Данный закон определил понятие «репрессированные народы», виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права.

В статье 9 данного Закона говорится: «возмещение ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам осуществляется поэтапно, за вычетом в денежном выражении компенсаций и льгот, полученных гражданами на основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Положение закона о возмещении ущерба, причиненного репрессированным народам, фактически сводится к восстановлению их национально-территориальных границ, национально-государственных образований, восстановлению духовного наследия, возвращению прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, т.е. о возмещении ущерба речь не идет.

В то же время, в законе говорится: «в процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов». На основании этого положения, фактически, полная реабилитация народов невозможна.

В свою очередь, возмещение ущерба реабилитированным гражданам регламентируется Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №926, если имущество сохранилось. Необходимо учитывать, что Положением установлен срок подачи заявления о возврате конфискованного имущества – не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Статья 10 Закона «О реабилитации репрессированных народов» гарантирует социальную реабилитацию репрессированных народов, в форме того, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. В связи с этим, предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту.

 

 

Реализация Закона РФ

от 18.10.1991г. №1761-1

«О реабилитации жертв политических репрессий»

 

О законе «О реабилитации жертв политических репрессий» нужно говорить отдельно и основательно. Согласно статьи 16.1. данного Закона, сумма компенсации за утраченное имущество составляет 4 000 рублей, а включая жилые дома – 10 000 тысяч рублей. До внесения изменений в данную статью Федеральным Законом за №122 от 7 августа 2000 года предусматривалось возмещение реабилитированным лицам стоимости имущества в размере 40 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или 100 МРОТ за все имущество, включая жилые дома.

На сегодняшний день МРОТ составляет более 4 тысяч рублей, т.е. размер денежной компенсации составил бы около 400 тысяч рублей, что в какой-то мере могло бы удовлетворить граждан, которые в 1944 году потеряли все.

Изменения внесены специально для чеченцев, т.к. все репрессированные народы к этому времени получили компенсацию.

Несколько отходя от темы, скажу о другом документе.   Аналогичные изменения, ущемляющие права граждан, были внесены в Указ Президента РФ за № 898 от 05.09.1995г. «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике». В первоначальной редакции этого Указа значилось, что пострадавшим оказывается материальная помощь в размере 20-кратного  минимального размера  оплаты труда, а семьям погибших в ЧР – в размере 200-кратного  МРОТ.

После изменений, внесенных Указом Президента РФ за №136 от 08.02.2001г., пострадавшим должно выплачиваться 2 тысячи рублей, а семьям погибших – 20 тысяч рублей. Без этих изменений, на сегодняшний день, сумма компенсации пострадавшим могла бы составлять более 80 тыс.руб., а семьям погибших – около 800 тыс.рублей.

Для всех ясно, что эти изменения были внесены для упреждения обращения с исковыми заявлениями в суды граждан, подпадающих под действие вышеназванных нормативных правовых актов, по взысканию причитающихся им денежных компенсаций в полном объеме.

О необходимости увеличить размер компенсации жертвам политических репрессий и начать выплаты по Указу Президента РФ № 898 Уполномоченный по правам человека в ЧР обратился к Президенту РФ Медведеву Д.А. В результате этого, распоряжением Президента РФ при Минюсте России была образована рабочая группа по подготовке проекта федерального закона о компенсационных выплатах гражданам, пострадавшим в период проведения контртеррористических операций в Российской Федерации.

Однако до настоящего времени вопрос не решен, а федеральными министерствами рекомендовано гражданам в судебном порядке доказывать свое право на компенсацию.

Удивляет то, что внесением перечисленных изменений руководство России занималось в конце 2000- начале 2001 годов, когда на территории ЧР полномасштабно велась так называемая антитеррористическая операция, когда повсеместно гибли и похищались мирные жители, проводились «зачистки», велись обстрелы населенных пунктов Чеченской Республики.

Рецидивом сталинско-большевистского подхода к нашему народу, истоки которого заложены 23 февраля 1944 года, явились две самые кровавые и жестокие военно-политические авантюры против чеченского народа с десятками и  сотнями тысяч уничтоженных и загубленных человеческих жизней. Первая, 1994-1996 гг., под названием «наведение конституционного порядка» и вторая, 1999-2009гг., именовавшаяся «контртеррористическая операция». Важное значение для стабильности правового статуса человека и гражданина, характерного для гражданского общества и правового государства, имеет запрет издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Чего стоит одно внесенное изменение Федеральным законом № 122 от 22.08.2004г. в преамбулу закона «О реабилитации жертв политических репрессий», где ранее значилось, что одной из целей государства является обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба реабилитированным гражданам...

После внесения изменений  слова «морального ущерба» исключены. Получается, что чеченцам  репрессией, геноцидом, гибелью половины народа моральный ущерб не был нанесен.

А что значат циничные слова о посильной компенсации материального ущерба? Как может государство, называющее себя одним из самых развитых, богатых и демократических, говорить, что выплата причитающейся денежной компенсации своим гражданам – это непосильная ноша?!

В соответствии со статьей 15 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и реабилитированным в установленном порядке, выплачивается денежная компенсация согласно Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 1992 года № 160, в размере 75 рублей за каждый месяц лишения свободы, но не более 10 тысяч рублей, т.е. 900 рублей за каждый год, незаконно проведенный в тюрьме.

Согласно статье 11 данного закона, реабилитированные лица или, с их согласия или в случае их смерти, родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Реабилитированные лица и их наследники имеют право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов. Что практически у граждан не получается.

 

В Чеченской Республике проблема реабилитации начала решаться  5 апреля 2004 года, когда был издан Указ Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова (Дала гечдойла цунна!) о создании Комиссии при Президенте ЧР по восстановлению прав жертв политических репрессий. При администрациях городов и районов также были созданы соответствующие комиссии.

10 июня 2005 года был издан Указ Президента ЧР № 165 «О восстановлении прав, возмещении ущерба и выплатах денежных компенсаций в ЧР жертвам политических репрессий».

15 ноября 2005 года было принято постановление Правительства ЧР №135  «О порядке осуществления в ЧР ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий».

 

На основании постановлений Правительства и указов Президента, ЧР с 2005 года в республике выплачивается ежемесячная денежная выплата, взамен натуральных льгот, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. За каждым льготником сохранены льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% на всю семью, льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, внеочередной прием в дома-интернаты, а также на обслуживание комплексным центром социального обслуживания населения, право на внеочередную установку телефона.

Конечно, эти льготы не соответствуют тем 13 видам льгот, которые были ранее гарантированы статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». В эту статью Федеральным законом №122 от 22.08.2004г. были внесены изменения, в результате которых все виды льгот были исключены и весь груз социальной поддержки реабилитированных граждан был возложен на бюджет субъектов Российской Федерации.

В Чеченской Республике, где идет интенсивный процесс восстановления, бюджетных средств для проведения должной социальной поддержки льготников недостаточно, и только активность, требовательность и благотворительная деятельность  Главы ЧР Рамзана Кадырова позволяют удовлетворять потребности неимущей части населения.

К сведению, этим же ФЗ №122 от 22 августа 2004г. внесены изменения в ряд федеральных законов, в результате которых гражданин, имеющий право на льготы, являясь инвалидом, ветераном труда и пострадавшим от политических репрессий, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты только по одному виду льгот.

Получается, что гражданин не может получить льготы одновременно за то, что его репрессировали, затем ему было присвоено звание «Ветеран труда» и впоследствии он стал инвалидом, чему нет логического объяснения.

Жителям Чеченской Республики сложно ориентироваться в положениях законов «О реабилитации репрессированных народов» и «О  реабилитации жертв политических репрессий», так как наша республика с 1991 года, т.е. с года принятия этих законов, была выведена из правового поля России. Даже сейчас, мы часто сталкиваемся со стеной недопонимания важности решения проблем реабилитированных граждан со стороны  федерального центра.

 

26 февраля 2004 года Европейский Парламент принял Рекомендацию для Евросоюза и России, содержащую призыв к признанию депортации чеченского народа в 1944 году актом геноцида. Однако руководство России по данному вопросу сохраняет молчание. Безмолвствует и общественное мнение в стране, за исключением незначительной части правозащитников, а российские СМИ продолжают лить грязь на весь чеченский народ.

Не могу не привести  один пример триумфа античеченской художественной импровизации авторов телевизионного сериала «Курсанты», где в последней серии голос за кадром проникновенно рассказывает, как закончилась Отечественная война для того или иного героя фильма – курсанта военного училища: один дошел до Берлина, другой погиб при освобождении Будапешта, а вот третий погиб при освобождении Варшавы, цитирую: «зарубленный шашкой чеченца из фашистского Кавказского кавалерийского корпуса СС».

Вот так, не больше и не меньше!

А что такого корпуса в природе не существовало, уже не столь важно – ложь пошла в эфир на всю Россию.

 

Защита прав реабилитированных граждан

 

Вопросами восстановления прав жертв политических репрессий Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нухажиев Нурди Садиевич вплотную занимается с 2006 года, т.е. с момента своего назначения. Направляет предложения руководству федерального центра и свою работу проводит в тесном контакте и взаимодействии с Парламентом ЧР, который, пользуясь своим правом законодательной инициативы, неоднократно направлял законопроекты о  внесении изменений и дополнений в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

По инициативе Уполномоченного были внесены изменения в законодательные акты Чеченской Республики, позволившие защитить права реабилитированных граждан.

Так, изучив многочисленные обращения граждан по поводу невыплаты им ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) со ссылкой на то, что они не являются пенсионерами, Уполномоченным, в результате проделанной работы, внесено изменение 20.02.2007г. в постановление Правительства ЧР за №135 от 5.11.2005 г. «О порядке осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным  пострадавшими от политических репрессий», после чего ЕДВ могут получать все реабилитированные, в том числе не являющиеся пенсионерами.

Так же, после вмешательства Уполномоченного, была разрешена еще одна проблема.

Суть дела заключалась в том, что если реабилитированный человек умер, скончались его дети, то по Указу Президента ЧР за №165 от 10.06.05 г. «О восстановлении прав, возмещении ущерба и выплатах денежных компенсаций в ЧР жертвам политических репрессий», внук репрессированного  не имел права наследования и получения компенсации в размере 10 тысяч рублей.

Результатом работы стало внесение изменения от 12.10.2006 г. в Указ Президента ЧР №165, после которого внуки репрессированного, как наследники первой очереди, могут получать положенную компенсацию – и до сих пор получали.

Недавно министерство труда, занятости и социального  развития ЧР приостановило прием документов в районных отделах от внуков репрессированных на получение компенсации,  ссылаясь на письмо Министерства финансов РФ (Минфин России) и поступившее решение Верховного Суда РФ от 30.08.1998 года по иску гражданина Идикова К.И., в котором,  на основании утратившего силу ГК РСФСР, внуку репрессированного отказано в получении компенсации, так как внук по этому Кодексу не являлся наследником первой очереди.

12 августа 1994 года Правительством Российской Федерации было принято постановление Правительства РФ №926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации».

В части 3 пункта 2 Положения, утвержденного данным постановлением Правительства РФ, сказано: «В случае смерти реабилитированного лица, возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти», противоречит части 8 статьи 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в которой говорится: «В случае смерти реабилитированных лиц, возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди».

Также норма, изложенная в части 3 пункта 2 данного Положения, противоречит статье 1142 «Наследники первой очереди» Гражданского кодекса РФ, в части 2 которой сказано, что внуки наследодателя, их потомки являются наследниками первой очереди и наследуют по праву представления.

В связи с неправомерным дополнением в части 3 пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №926, а именно перечисление наследников по закону первой очереди: «детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти», нарушаются права внуков реабилитированных и их потомков. В свою очередь на данное ограничение списка наследников ссылается Минфин РФ.

К Уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике обращаются жители республики с жалобами о нарушении их права на получение компенсации за утраченное жилье и имущество в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991г., №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», как внукам, т.е. наследникам первой очереди по праву представления.

Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (Минтруд ЧР) в 2009 году был направлен список (протокол №11), утвержденный постановлением Правительства Чеченской Республики от 9.12.2009г., №233 «Об утверждении списка граждан на получение компенсации за утраченное жилье и имущество в результате применения политических репрессий», для соответствующего финансирования.

Однако Минфин России вернул вышеуказанные списки с сопроводительным письмом за подписью заместителя министра Нестеренко Т.Г. от 05.02.2009г., №12-05-06/3 на доработку, поручив исключить из списков внуков, претендующих на получение компенсации по праву наследования за своих умерших реабилитированных родственников.

На запрос Минтруда Чеченской  Республики за разъяснением по данному вопросу в прокуратуру Чеченской Республики был получен ответ от 21.02.2009 г., №7-19-29, в котором сказано, что внуки реабилитированных в порядке представления, в соответствии со ст.1142 ГК РФ, отнесены к наследникам первой очереди.

За поддержкой своей позиции Минтруд ЧР, с вышеназванным разъяснением прокуратуры, обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).

Между тем, своим письмом от 04.03.2010г., №773-12 директор правового департамента Минздравсоцразвития России Вильмяйкин С.Ф., ссылаясь на решение Верховного Суда РФ от 30 августа 1998г., №ГКПИ 98-358, поддержал отказ Минфина России и указал, что в соответствии со статьей 1142 ГК РФ, внуки не имеют собственного права наследовать имущество наследодателя в первую очередь, несмотря на то, что в данном случае внуки претендуют на наследование по праву представления.

В результате обращения Уполномоченного в прокуратуру Чеченской Республики было получено разъяснение от 16.04.2010 г., №7-8-82 о том, что в соответствии с п.2 ст. 1142 ГК РФ, внуки реабилитированных в порядке представления отнесены к наследникам первой очереди.

Минтруда ЧР с данным разъяснением прокуратуры ЧР обратился письмом от 05.04.2011г. за №1237/22 в Минфин России.

Однако, несмотря на действующее законодательство Российской Федерации и разъяснения прокуратуры Чеченской Республики, заместитель директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Панарина С.Н. в своем ответе от 06.05.2011г., №12-05-07/3-1857 по данному вопросу  делает безапелляционный вывод о том, что внуки являются наследниками второй очереди, в связи с чем они не имеют права на получение компенсации. Что, в свою очередь, противоречит статьям 1142 и 1143 ГК РФ.

В пункте 2 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г., №926, сказано: «В случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производятся его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям, супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти».

Данный перечень наследников по закону первой очереди соответствует действующему на тот период времени Гражданскому кодексу РСФСР от 11 июня 1964г., в статье 532 которого внуки к наследникам первой очереди не отнесены.

Часть 3 Гражданского кодекса РФ введена в действие Федеральным законом от 26.11.2001г., №147, которым раздел VΙΙ «Наследственное право» ГК РСФСР признан утратившим силу. В статье 6 данного закона говорится, что применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части 3 ГК РФ, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части 3 ГК РФ, если на день введения в действие части 3 ГК РФ наследство не было принято никем из наследников. Далее, цитирую, «в этом случае лица, которые не могли быть наследниками по закону, в соответствии с правилами ГК РСФСР, но являются таковыми по правилам части 3 ГК РФ, могут принять наследство».

Вышеназванное противоречие пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994г., №926, федеральному законодательству ранее имело место и в указе Президента Чеченской Республики от 10.06.2005г., № 165, где в пункте 2 Положения о порядке возврата гражданам, проживавшим и проживающим в Чеченской Республике, незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, было сказано: «В случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производятся его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти. Не имеют права наследования другие родственники, в том числе родные братья, сестры, внуки и т.д.».

После обращения Уполномоченного в прокуратуру Чеченской Республики о данном противоречии федеральному законодательству, как было сказано выше, прокуратурой ЧР 20.08.2006г. было направлено представление об устранении нарушения федерального законодательства с формулировкой: «внуки наследодателя при наследовании относятся к наследникам первой очереди и имеют право на возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости либо выплаты денежной компенсации, но только по праву представления».

В связи с этим Президентом Чеченской Республики был издан Указ от 12.10.2006г., №313, вносящий изменение в Указ Президента ЧР от 10.06.2005г., №165, в результате которого часть 2 пункта 2 Положения была изложена в следующей редакции: «В случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производятся его наследникам по закону первой очереди в равных долях».

Тем самым были восстановлены права внуков на получение положенной компенсации и она им выдавалась до тех пор, пока не был направлен в Минфин России протокол №11, который был возвращен с отказом в выплате компенсации внукам реабилитированных по праву представления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992г., №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, прокуратурой РФ осуществляется надзор за исполнением законов, их верховенством и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим Нурди Нухажиев обратился 16.06.2011г. в Генеральную прокуратуру РФ.

Однако начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением Федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Коптева Л.И. направила ответ 3.08.2011г., №72/1-1268-08, в котором также ссылается на решение Верховного Суда РФ от 30.08.1998г., №ГКПИ 98-358 по заявлению Идикова К.И., несмотря на то, что оно было вынесено в 1998 году, когда действовал Гражданский кодекс РСФСР, по которому внуки наследниками первой очереди не являлись.

Более того, Коптева Л.И. утверждает, что ч.3 п.2 оспариваемого Положения соответствует ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследователя. Однако ничего не говорит о ч.2 данной статьи 1142 ГК РФ, по которой наследниками первой очереди являются внуки наследодателя и их потомки, наследующие по праву представления.

Данный казус возник в связи с тем, что Правительство Российской Федерации не привело, после введения в действие 26.11.2001г. части 3 Гражданского кодекса РФ, в соответствие часть 3 пункта 2 Положения утвержденного постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. №926 с частью 8 статьи 16.1 Закона РФ от 18.10.1991г., №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», так как федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации.

С целью восстановления нарушенных прав граждан, Правительству РФ необходимо внести изменение в ч.3 п.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г., №926 путем исключения из ч.3 п.2 данного Положения слов: «детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти» или добавить в часть 3 пункта 2 данного Положения слова «и внукам (их потомкам) по праву представления».

На основании ч.2 ст.4 Конституции РФ, согласно части 8 статьи 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и руководствуясь ст.ст.27, 251-253 ГПК РФ, Уполномоченный по правам человека в ЧР 1 февраля 2012г. обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконной часть 3 пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. №926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации». Надеемся, что справедливость восторжествует и внукам будет продолжена выплата компенсации.

 

К Уполномоченному обращаются жители Чеченской Республики с жалобами на ИЦ МВД по ЧР, который выдает справки о реабилитации лицам, родившимся в местах спецпоселения только до 16 июля 1956 года.

16 июля 1956 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей».

В этом Указе говорится, что снятие ограничений со спецпоселенцев не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены. Они просто освобождаются из-под административного надзора.

9 января 1957 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении ЧИАССР в составе РСФСР», в котором просто рекомендовалось рассмотреть вопрос о восстановлении ЧИАССР.

А вот Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1957 года «О восстановлении ЧИАССР и упразднении Грозненской области» была восстановлена ЧИАССР, с перечнем всех возвращаемых районов.

11 февраля 1957 года был принят Закон СССР «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов», т.е. юридически правильно восстановление республики считать с 11 февраля 1957 года.

На основании вышеизложенного, лица, родившиеся до 11 февраля 1957 года в местах спецпоселения, имеют право на получение справок о реабилитации, как лица, пострадавшие от политических репрессий.

По данному вопросу МВД по ЧР ссылается на то, что ограничение в выборе места жительства, установленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года, как вид политической репрессии законом не определен, и рекомендует гражданам, родившимся в местах спецпоселений до 11 февраля 1957 года, обратиться в суд для подтверждения факта репрессий в отношении их. После вступления решения суда в законную силу, данной категории граждан выдается справка о реабилитации.

Специалисты Аппарата Уполномоченного по правам человека в ЧР оказывают возможную юридическую помощь репрессированным гражданам в оформлении документов, необходимых для получения справок о реабилитации и денежной компенсации. Гражданам, рожденным до 11 февраля 1957 года, которым выдана справка об отказе в реабилитации в связи с отсутствием архивных данных, составляют заявления о признании факта репрессии в районный суд по месту жительства.

В Чеченской Республике ежегодно проводятся научно-практические конференции, многочисленные «круглые столы» и совещания по вопросу реабилитации чеченского народа, было принято множество резолюций. Уполномоченным был внесен в резолюцию первой конференции пункт о создании «Книги памяти», однако ничего по созданию такой книги пока не сделано.

 

Хотелось бы отметить работу Комиссии при Главе ЧР по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Ни одно заявление гражданина не остается без рассмотрения Комиссией, однако необходимо учитывать, что решения Комиссии не могут противоречить положениям Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», поэтому в вопросах возврата земельных участков приходится, с сожалением, гражданам отказывать.

В основном обращения связаны с возвратом домовладений, которые принадлежали их репрессированным родственникам. В случае наличия соответствующих документов, в том числе правоустанавливающих, на домовладение, Комиссия принимает решение о возврате домовладения наследнику.

Однако механизм возврата достаточно сложный, т.к. в этом доме проживает, как правило,  добросовестный покупатель и к нему претензий не может быть, а вся нагрузка по урегулированию вопроса возлагается на администрации городов и районов республики и министерство финансов ЧР.

 

В 2009 году Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Н.С.Нухажиев, в соавторстве со своим советником и публицистом Х.С.Умхаевым издали большой труд-книгу «Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму». Книга является ответом на лживые и шовинистические выпады в адрес не только чеченского народа, но и других депортированных народов.

 

Мы благодарны нашим отцам и матерям, прошедшим все тяготы и ужасы депортации, сохранившим для нас в чистоте веру во Всевышнего, вековые чеченские адаты и надежду на светлое будущее.

Вечная память тем, кто погиб от несправедливого, преступного насилия государства над чеченским народом.

Дала гечдойла белчарна!

 

Комментарии  

 
0 #2 Ваит 04.01.2016 11:08
Спасибо за статью.
Цитировать
 
 
0 #1 Ваит 04.01.2016 11:07
Спасибо за интересную и очень нужную информацию.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.