http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Сила России - в единстве ее народов Печать Email

Ражап Мусаев

 

 

На пороге нового тысячелетия Россия оказалась на сложном историческом перепутье. Встал вопрос: быть или не быть России? И если быть, то какой? В состоянии «затяжного нездоровья» эпохи девяностых с огнедышащим Югом?

С прозябанием на обочине мировых цивилизаций?

С клубком разных культур и цивилизаций, не сводимых к общему знаменателю, общности целей и идей?

С колоссальным разрывом между бедными и богатыми и на грани больших социальных катаклизмов и междоусобиц? Или же - мировой державой со своим веским словом и тамерлановскими многоходовками на «великой шахматной доске»? Центром консолидации и развития десятков этносов, цивилизаций, конфессий и культур? Примером нового экономического чуда с эпитетом «российский»?

Сегодня формулировка этих вопросов может показаться слишком пафосной, но совсем недавно именно такого масштаба проблемы и стояли перед российским государством, которое, по замыслам госдеповских идеологов-приспешников, уже к 2015 году должно было развалиться на 6 мелких квазигосударств. Уж с умением рушить большие государства и плодить малые недогосударства у «дяди Сэма» проблем не было, что мы видели на примере Югославии, не говоря о СССР.

Советский Союз пал, народы-государства поверили, что врознь им жить будет «веселее и легче». Но все сложилось иначе, фортуна уготовила синяки особой тяжести разобщившемуся некогда единому народу. Не будем говорить обо всех государствах постсоветского пространства, возьмем только Россию, в составе которой после долгих вопросительных знаков и хаотичных зигзагов Чечня вновь утвердилась. После развала Советов Россия ощутила все «прелести» колоссального духовно-идеологического вакуума, образовавшегося вследствие крушения старых ценностей и отсутствия новых.

Страна пережила мощнейший экономический коллапс: ВВП сократился ровно в два раза (для сравнения: за годы Великой Отечественной войны этот показатель составлял всего 25 %). Народ России нищенствовал, политический режим в стране представлял собой невиданный в истории симбиоз олигархии, анархии и демократии. Вместо того чтобы срочно предпринимать политически грамотные меры, «Царь Борис»  уединялся с «огненной водой», а потом, являясь на люди, предлагал брать суверенитету столько, сколько оные осилят. Быть может, эти пассажи под градусом тоже внесли свою лепту в то, что чеченский народ оказался так легко втянут в созерцание миражей этнического сепаратизма. Мы заплатили огромную цену, чтобы выйти из ситуации кровавой пучины и повсеместного хаоса, в которой оказались, и прийти к сегодняшнему своему дню. Положение России на международной арене тоже изменилось. Хоть и не стали ее больше любить, но  прислушиваться к ней и считаться с ней стали. Конечно, в западном политическом истеблишменте все еще сильны стереотипы, что если Россия, то сразу и «без вины виноватая». Что нам и продемонстрировано было во время событий в Южной Осетии. Что же касается Чеченской Республики, тут с уверенностью можно утверждать, что если раньше регион был ахиллесовой пятой России в международной политике, то сейчас он стал главным достижением и идеологическим инструментом Кремля. Уж, право, сравнивать Ирак или Афганистан после американского насильственного экспорта в них «демократии» с нынешней Чечней не осмелится даже политически близорукий обыватель. Народу республики предоставлена свобода вероисповедания, поддержано его стремление возродить свои культурные традиции и строить жизнь в соответствии с национальным менталитетом. Сегодня с полным правом можно утверждать, что Чеченская Республика – один из самых динамично развивающихся регионов России. Руководство ЧР в лице Рамзана Кадырова имеет большой политический вес и демонстрирует огромную волю в решении вопросов, связанных с отстаиванием  интересов чеченского народа, формированием общефедеральной повестки с учетом интересов республики. Казалось бы, завидная нам роль досталась: возрождаем духовно-нравственные ценности, экономически процветаем, видим улыбки на лицах наших детей… Что еще надо? Но не все так просто… Чудодейственные методы, обеспечившие форсированное развитие нашей республики, не отражаются столь же интенсивно на отношении к ней со стороны российского социума. Речь идет о все еще сильных античеченских настроениях в российском обществе. Справедливости ради следует отметить, что в последние несколько лет они пошли на убыль, но, видимо, потребуются десятилетия, чтобы окончательно смыть стереотипы о «природной агрессивности» и «бандитизме» чеченского этноса. Телевидение и другие виды СМИ более десяти лет приклеивали эти ярлыки к целому народу. И, быть может, создание негативного образа чеченского народа было одним из главных способов борьбы против этого самого народа. И мы по сегодняшний день пожинаем плоды этих методов, которые с коварством Геббельса были апробированы на гордом и наивном этносе. Но хватит об этом… Пришло время говорить о более глобальных тенденциях, иначе не миновать очередных кризисов и катаклизмов.

В середине XX века великий многонациональный народ Страны Советов освободил мир от фашизма - самого страшного врага человечества за всю историю мироустройства, режима,  который стремился завоевать весь мир и перекроить его на свой лад и который российскому народу уготовил роль «untermanchen» (недочеловеков), чье «призвание» - лишь рабский труд. Наши отцы и деды ценою собственной крови отстояли достоинство своей страны, защитили и уберегли Отечество.  Но что происходит в нашей стране спустя всего  каких-то 60 лет? Несколько десятков тысяч молодых людей вскидывают руку в фашистском приветствии «Хайль!». Страна, победившая фашизм, оказывается в руках побежденных? Это плевок в лицо нашим предкам. В стране, в которой все еще жива память о 25 миллионах павших, в которой еще живы ветераны той страшной войны, дозволяется быть фашистом становится?! О чем думают эти преступники, которые убивают беззащитного африканского студента, нападая на него целой «стаей», как дикие животные? О том, что они спасают Россию от западных оккупантов? Или - от лишних нахлебников? Или о том, что они настоящие патриоты? А ведь каждый такой студент, живя в нашей стране, знакомясь с нашими традициями, культурой и нравами, потенциально готовится жить в дружбе с нами. Наконец, он ведь и бюджет наш пополняет. Молодые люди из стран Азии и Африки едут учиться не на Запад, а к нам, поскольку образование у нас качественнее, потому что полагают, что  в нашей многонациональной стране им будет легче адаптироваться. После учебы эти люди вливаются в политическую, научную и культурную элиту своей страны. Как же легко будет сотрудничать России с этими государствами лет через 10-20, если руководить ими будут люди, проникнутые симпатией к нашей стране, к нашим народам! Но тот, кто вонзает в их спину нож, не задумывается об этом. А о чем думают авторы этих сценариев насилия, доморощенные идеологи национал-изоляционизма? О великой и процветающей России? Как-то не особо верится. Скорее, о том, как заразить своими идеями молодежь, чтобы использовать ее для реализации своих экстремистских  амбиций. Живут в трепетном ожидании того дня, когда они смогут установить в России национал- изоляционистский режим. Тем самым хотят отбросить нашу страну на  десятилетия назад, обречь ее на жалкое существование на обочине мировой истории. Способны ли о чем-либо вообще думать те,  кто в самозабвении выкрикивает сегодня лозунг «Россия для русских!»? Ведь если говорить о России как о территории, где проживают только русские, то это Россия без Северного Кавказа и Урала, без Поволжья и Сибири. Это как раз то, о чем на протяжении десятилетий мечтают (и, конечно же, не только мечтают) наши геополитические противники. Те, кому совсем не нужна сильная Россия на глобальной шахматной доске. Те, кто стремится обеспечить себе доступ к ее природным богатствам. Но мы не имеем никакого права дать шанс реализовать эти планы ни безмозглым фашиствующим молодчикам, ни политическим конкурентам, проживающим за океаном. Мы должны ратовать за то, чтобы Россия стала силой, способной объединить, примирить мировые цивилизации. Национал-популисты и неонацисты против этого. Мы же считаем, что только многонациональная Россия способна стать Великой Россией. Наш девиз - «Свободный гражданин в свободной и справедливо устроенной стране». Их девиз - «Россия для русских». Как говорил Столыпин в начале века (имея в виду революционеров): «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» Право выбора - за российским народом…

Перейдем к другой стороне этой проблемы. Общественный совет при Министерстве образования РФ вновь активизировал свою деятельность, связанную с включением в программу общеобразовательных школ страны дисциплины, которая носит название «Основы православной культуры». Вопрос продолжает дискутироваться. Одни ратуют за введение этого предмета в школьную программу в обязательном порядке, другие возражают, мотивируя свою позицию тем, что это противоречит Конституции страны. Стоит в этой связи отметить, что «Основы ислама» давно входят в обязательную школьную программу в таких республиках Северного Кавказа, как Чечня, Ингушетия и Дагестан. «Основы православной культуры» также должны стать частью образования подрастающего поколения. Властные же структуры в этих вопросах должны выступить в роли действенного регулятора отношений, складывающихся в новых реалиях между религиозными и светскими образовательными институтами, не давая той или иной конфессии подменять собой государство. Если в стране, в которой проживают приверженцы разных конфессий, вопросы религиозной идентификации начнут превалировать над вопросами государственной, это неизбежно приведет к социальным катаклизмам. Безусловно, от введения «Основ православной религии» в школах нравственность наших детей, да и всего российского общества, только выиграет. Если, конечно, преподавать эту дисциплину будут истинно духовные, широкообразованные личности. На Кавказе преподавание канонов традиционного ислама служит своеобразной идеологической профилактикой против распространения чуждых нам радикальных течений (ваххабизма и т. д.) Преподавание «Основ православной культуры» в русскоязычных российских регионах, несомненно, повысит культурный и духовный уровень подрастающего поколения и поможет укреплению патриотизма. Но беспокоит другое: националистические, шовинистические идеи захватывают в социуме новые «территории», и в стране, в которой проживает более 150 коренных народов, около 50% граждан в душе поддерживают лозунг «Россия для русских», то есть являются пассивными ксенофобами (об этом свидетельствуют данные социологических опросов). Примерно столько же тех, кто с неприязнью относится к представителям чеченской национальности.

Около 40% граждан негативно относятся и к другим народам Северного Кавказа. (Парадоксально, но факт: неприятие на этническом уровне иммигрантов из ближнего и дальнего зарубежья заметно ниже.) За редким исключением, представители подрастающего поколения страны плохо осведомлены о том, какие народы проживают на Северном Кавказе и в Сибири. В этой связи не могу не сказать о следующем. Нисколько не умаляя значимости преподавания нашим детям «Основ православной культуры» и «Основ ислама», полагаю также, что в школьную программу необходимо ввести и такой предмет, как «Народы России» (или «Народоведение»), в рамках которого рассказывалось бы о народах, населяющих Россию, об их культуре и традициях, об истории их присоединения к России, о взаимоотношениях с русским народом, складывавшихся на протяжении веков,  о вкладе этих народов в становление и развитие Российского государства, а также о сегодняшнем участии представителей разных народов России  в дело укрепления ее государственности, в отстаивании общих национальных интересов, в формировании позитивного имиджа страны на мировой арене – в экономической, культурной, спортивной сферах. Недостатка в такого рода материале не будет (невольно вспоминается недавно прошедшая Олимпиада в Пекине, на которой представители Северного Кавказа пополнили копилку сборной страны семью золотыми медалями). В многонациональности - наша сила. Обыватель заражается ксенофобией в первую очередь из-за узости, ущербности своего образования. Школа в этом плане может сослужить добрую службу.  Предмет «Народы России» уж точно не заденет ничьих религиозных убеждений, он полностью отвечает интересам нашего светского государства и будет способствовать формированию у подрастающего поколения толерантного сознания как прочной основы, необходимой для восприятия идеи равенства всех без исключения наций. Мультикультурность и многонациональность нашей страны войдет в сознание каждого как то, чем стоит гордиться. Если мы беспокоимся о духовном состоянии нашей нации, то пора покончить с фашизмом, а не создавать  почву для межконфессиональной и межэтнической розни своим молчанием и бездействием. И еще: уроки по народоведению нужно проводить с привлечением представителей этнических общин и национально-культурных автономий, чтобы обеспечить живое общение, знакомство и соприкосновение детей с представителями разных народов, чтобы они поняли, что на самом-то деле не такие уж «они» и «другие», что общего между народами неизмеримо больше, чем «инакового».

Еще один момент: обидно, что в Российской Федерации  все еще не реанимирован властный орган, занимающийся национальной политикой. Хочется надеяться, что Министерство регионального развития РФ возьмет на себя все функции упраздненного Министерства по делам национальностей РФ и внесет посильную лепту в развитие национальной политики и совершенствование межнациональных отношений в России. Ведь сила России заключается в гармоничном сосуществовании и развитии  всех народов, ее населяющих. Так было, так есть, так будет всегда!

 

 

Какие народы, кроме чеченцев и ингушей, были высланы во временя сталинских репрессий?

 

Тоита Бердошева, домохозяйка: “Я не уверена, но  мне кажется, что кроме чеченцев и ингушей сталинским репрессиям подверглись еще и евреи”.

Лема Магомадов, прораб: “Кроме чеченцев и ингушей репрессиям подверглись кабардинцы, балкарцы, ногайцы, поволжские немцы, калмыки, а в 1939 году выслали крымских татар. Я считаю, что непростительно забывать о них, ведь они пережили то же самое, что и мы в 1944 году”.

Зураб Зукайраев, безработный: “Кроме нас точно выселяли еще и кабардинцев. Я сейчас не вспомню все народы, ведь их было много”.

Ламара Эльнуркаева, студентка ЧГПИ: “Со слов дедушки я знаю, что выселяли кабардинцев и балкарцев. Дедушка перечислял еще много других народов, но я почему-то запомнила эти”.

Сигаева Амина, студентка ЧГПИ: “Кабардинцев и балкарцев выселяли, ну, и еще, наверное, многие другие народы Северного Кавказа”.

Омар Асаев, пенсионер: “Наравне с чеченцами и ингушами Сталин выселил калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, частично - поляков и украинцев. Я сам провел в ссылке 13 лет от начала до конца и знаю, каково это, и поэтому считаю, что эти народы тоже достойны того, чтобы их вспоминали на мероприятиях, посвященных выселению и рассказывали об их не легкой судьбе. Коммунистическая власть нанесла непоправимый ущерб малым народам. Веками чеченцы находились под пристальным вниманием российских властей, и если что-нибудь случалось на Кавказе, то виновными автоматически становились мы”.

Хеда Базаева, студентка ЧГУ: “Я точно помню, что выселяли кумыков, навскидку сейчас все народы я не вспомню. Но мне кажется, что несправедливо забывать о них тоже и не упоминать об их выселении. Наш народ никогда не подчинялся российским властям, если бы мы дружили с центральной властью, как дружим сейчас, испокон веков, то сейчас жили бы в совершенно другой, процветающей республике”.

Тамара Цагараева, техничка: “Не знаю, какие народы еще выселяли. Но считаю, что это пробел в нашем образовании, просто нужно упоминать их тоже, когда мы отмечаем день нашего выселения, тогда все бы знали, что  чеченцы и ингуши – не единственные, кто подвергся репрессиям”.

Тамус Хамидова, работник “Зеленстроя”: “Я не знаю, какие народы еще выселяли, поэтому считаю, что нужно учить этому в школах. Но мне кажется, нам не стоит проявлять солидарность и отмечать даты выселения других народов, потому что наша республика и так была погружена в продолжительный траур. Нам пора уже перестать грустить и стараться привнести положительные моменты в повседневную жизнь”.

Адам Дашкуев, художник: “Память меня подводит, но то, что выселяли крымских татар, балкарцев и карачаевцев, я помню точно. Основная причина нашей безграмотности по этому вопросу кроется в нашем образовании, точнее в его отсутствии”.

Замбек Тазуев, мастер Грозненской РЭС: “Выселяли кабардинцев, балкарцев, черкесов, карачаевцев – в большинстве своем мусульман. Почему-то в наше время многие даже и не знают, что эти народы тоже были репрессированы и это большой пробел в знаниях, прежде всего, у молодежи. Хотя, есть возможность выйти в Интернет и узнать об этом подробнее, но очевидно не достаточно мотивации и желания”.

Руслан Абазаев, безработный: “Прежде всего, начну с себя… Я, например, не знаю, кто был в числе тех, кого выселяли в то время, кроме чеченцев и ингушей. Я и хотел бы знать, но у меня на это просто не хватает времени, потому что сначала были войны, а теперь у меня более важные проблемы – например, семья. То, что об этом не знают люди – проблема образования, не могу сказать, что именно в той школе, где я учился, мы затрагивали эту тему”.

Таиса Хасаева, учитель математики: “Конечно, знаю: калмыки, крымские татары, немцы... в основном, народы Северного Кавказа, хотя осетин и дагестанцев не выселяли. Я считаю, чтобы не повторялось подобное, мы должны знать историю своей страны”.

Роза Муртазова, медик: “Я знаю только, что кроме нас выселяли калмыков и кабардино-балкарцев. Дело в том, что с 90-х годов в республике не выросло новое поколение интеллигенции и многие знания в большинстве своем утеряны”.

Ваха Джабраилов, пенсионер: “Я знаю, кого выселяли, потому что сам оказался в их числе, я учился тогда в первом классе. За свои 73 года был дважды репрессирован и не понаслышке знаю, что это такое. Вместе с нами в высылке были кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, калмыки, конечно, были еще и другие народы, но я запомнил представителей этих национальностей. А те, кто до сих пор живы, знают, как тяжело было все это пережить”.

ДЛЯ СПРАВКИ: Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918-1925 годах. Первыми жертвами советских депортаций стали казаки Терской области, которые в 1920 году были выселены в другие местности Северного Кавказа, в Донбасс, а также на Крайний Север. В 1921 году жертвами советской национальной политики стали русские из Семиречья, выселенные из Туркестанского края. В середине 1930-х в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, затем финны. С весны 1935 из приграничных районов на северо-западе были принудительно выселены местные жители, основная часть из которых были финны-ингерманландцы. Затем репрессиям подверглись иранцы, курды. Лица польской и немецкой национальностей были выселены с Украины, территорий, прилегающих к польской границе, в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области. В сентябре 1937 года из приграничных районов Дальнего Востока были выселены этнические корейцы, китайцы.

В 1941 г.  в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай были депортированы немцы Поволжья. Были  депортированы также представители  народов, страны которых входили в гитлеровскую коалицию (румыны, венгры, болгары, многие финны). В марте-апреле 1942 года была также депортирована часть немцев и финнов. Те из них, кто вернулся домой после войны, были повторно депортированы в 1947-1948 гг. В 1944 были проведены массовые депортации целых народов: калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих  народов . В 1948 г. был принят указ, запрещавший немцам, а также другим  депортированным  народам (чеченцам, калмыкам, ингушам, финнам и т.д.) покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет. По данным Института демографии ГУ ВШЭ, «общее число граждан СССР, подвергшихся репрессиям в виде расстрелов, лишения или значительного ограничения свободы на более или менее длительные сроки» (в  лагерях, спецпоселениях и т. п.) с конца 1920-х по 1953 г. «составило не менее 25-30 миллионов человек». По мнению некоторых ученых, общее число жертв репрессий было много больше - до 60 млн.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.