Для восстановления архива, сгоревшего в результате теракта 04.12.2014г., редакция выкупает номера журнала за последние годы.
http://www.nana-journal.ru

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Пресс-эстафета "ЧР - ДОМ ДРУЖБЫ"


Сталинские депортации и архивный идиотизм Печать Email

Андрей Иванович Ляпчев

 

Я родился в маленькой сибирской деревне Милино. Живу и работаю в городе Омске. В школе очень повезло с учителем литературы. Евгений Алексеевич Кудрявцев – Царствие ему Небесное – учил, как нужно внимательно и вдумчиво читать.

В статьях, посвященных истории нашей страны, стараюсь следовать принципу, сформулированному историком Михаилом Самуиловичем Агурским: «Не следует искать виноватых и невиновных в истории. Легко подсчитывать ошибки, когда битва уже закончена. И после нас найдутся учетчики, которые, пожалуй, станут собирать на нас материалы к Страшному суду. Надо пытаться понять действия всех, кто бы они ни были…» Книга известного русскоязычного публициста Игоря Пыхалова «За что Сталин выселял народы?» выдержала уже несколько изданий. Многочисленные ссылки на архивные документы, старательно расставленные в тексте, позволяют предположить, что основные выводы, сделанные автором, подтверждены надежными документальными источниками...

Здесь нужно сделать одну оговорку: есть вопросы, ответы на которые не нужно искать в архивах. Это относится и к пыхаловскому вопросу: «Сталинские депортации – преступный произвол или справедливое возмездие?» Насильственное выселение в зимнее время множества ребятишек с матерями за тысячи километров от дома никак не может быть «справедливым возмездием». Это – преступление, независимо от национальности ребятишек...

Но можно попытаться на основе архивных документов понять, за что в 1944 году было выселено с Кавказа 496 тысяч вайнахов (чеченцев и ингушей).

Пыхалов «нашел ответ» у Берии: «В период немецко-фашистского наступления на Северный Кавказ чеченцы и ингуши в тылу Красной Армии проявили себя антисоветски, создавали бандитские группы, убивали бойцов Красной Армии и честных советских граждан, укрывали немецких парашютистов».

Какие же веские доказательства этому утверждению Пыхалов нашел в архивах?

О парашютистах он пишет так: «Согласно трофейным германским документам, всего в республику было заброшено 77 парашютистов. В свою очередь, советские органы госбезопасности по 1944 год включительно обезвредили на территории ЧИ АССР 43 вражеских парашютиста. Шестеро из них были убиты, 31 задержан, еще шестеро явились с повинной».

О каком же «укрывательстве», как массовом явлении, здесь можно говорить? По данным Пыхалова на каждого парашютиста, – включая тех, кто явился с повинной, – приходилось более 6 тысяч местных жителей. И забрасывались парашютисты не для того, чтобы «у местных укрываться»...

С «политическим бандитизмом» у Пыхалова еще интереснее получается. Согласно его архивным данным: «За три с половиной года войны, с 22 июня 1941-го по 31 декабря 1944 года на территории ЧИ АССР (а после депортации — на территории Грозненской области) было зарегистрировано (...) нападений и убийств офицеров и бойцов Красной Армии, органов и войск НКВД – 88; нападений и убийств советских и партийных работников — 81. (...) В ходе операций против чечено-ингушских бандитов погибло 147 человек. (...) При этом было уничтожено 197 банд, общие безвозвратные потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной».

По данным Пыхалова получается, что за указанный период общее количество погибших на территории Чечено-Ингушетии советских и партийных работников, солдат и офицеров Красной Армии и НКВД-НКГБ составляет 316 человек. В среднем, чуть меньше 8 человек в месяц... Но ведь в число 316 человек погибших входят и все, кто был убит за 10 месяцев после массового выселения чеченцев и ингушей, с 23 февраля по 31 декабря 1944 года...

Так за что же Сталин выселил вайнахов?

Если верить цифрам, опубликованным профессиональным сталинистом Пыхаловым, никаких серьезных оснований для этого преступного произвола не было.

Но цифры из архивных документов можно поставить под сомнение. Документы тоже составляют люди, и иногда эти люди оказываются в положении, когда просто необходимо лгать. Напишешь правду – останешься «крайним». Бывает и такое: от человека требуют информации, которую он не знает. Срочно нужны «цифры», а их нет. Приходится «брать цифры с потолка». Со временем «среднепотолочные цифры» в пожелтевших архивных документах превращаются в «неопровержимые доказательства». Да и элементарные опечатки и описки тоже бывают. Один ошибся, другой не заметил... Хотя сообщение о том, что «в ходе операций против чечено-ингушских бандитов погибло 147 человек», и при этом бандитов (абреков, повстанцев) было убито 657, то есть в четыре с лишним раза больше, опечатками не объяснишь. Здесь явные приписки...

Каждый человек должен делать свое дело. Историки, среди прочего, должны критически рассуждать, сравнивать различные данные... Почему Пыхалов не заметил, что его «цифирь» противоречит его же выводам? Почему Пыхалов, закончивший Ленинградский институт авиационного приборостроения, где довольно основательно изучают высшую математику, в своем «историческом исследовании» не может применить даже элементарные арифметические знания?..

Но оставим в покое «цифры», в истории это самая ненадежная вещь... Перейдем к «фактам».

Усиленно доказывая «справедливость возмездия», Пыхалов пишет о деятельности Хасана Исраилова и Майрбека Шерипова, которые считаются руководителями двух самых крупных антисоветских чеченских восстаний:

«Уже 28 января 1942 года Исраилов проводит в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) нелегальное собрание, на котором учреждается “Особая партия кавказских братьев” (ОПКБ). (...) Позднее, чтобы лучше угодить вкусам будущих немецких хозяев, Исраилов переименовал свою организацию в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев» (НСПКБ). (...)

Другой крупной антисоветской группировкой на территории Чечено-Ингушетии была созданная в ноябре 1941 года так называемая “Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация”. Ее лидер Майрбек Шерипов (...) неоднократно менял название своей организации: “Общество спасения горцев”, “Союз освобожденных горцев”, “Чечено-ингушский союз горских националистов” и, наконец, как закономерный итог, “Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация “».

Уже названия организаций, что называется, «говорят сами за себя»... Но невольно возникает вопрос: Исраилов с Терлоевым что, родную речь позабыли? Почему-то обе кавказские организации получили название «на русском в переводе с немецкого». Совершенно непонятно, как же их сами чеченцы должны были называть. А Майрбек Шерипов, убитый в ноябре 1942 года, за год умудрился четыре раза переименовать свою организацию, чтобы в итоге придумать русское название, которое трудно запомнить. Здесь есть над чем подумать...

Но Пыхалов ни о чем не задумывается.

Ничтоже сумняшеся он цитирует архивный документ, касающийся ОПКБ:

Из устава

Особой партии кавказских братьев

(для временного руководства)

(...)

Раздел V.

Герб ОПКБ означает:

ОРЕЛ

а) голова орла окружена изображением солнца с одиннадцатью золотыми лучами;

б) на лицевом крыле его рисованы пучком коса, серп, молот и ручка;

в) в когтях его правой ноги в захваченном виде нарисована ядовитая змея;

г) в когтях его левой ноги в захваченном виде нарисована свинья;

д) на спине между крыльями нарисованы двое вооруженных людей в кавказской форме, один из них – в стреляющем виде в змею, а другой шашкой режет свинью...

Любому нормальному человеку должно быть понятно, что описание «герба» – чистейший вздор! По пунктам б), в) и г) можно нарисовать только уродливую карикатуру, но никак не «герб»... Нарисованному орлу придется неестественно высоко задрать левую ногу со свиньей в когтях, чтобы сидящий на спине орла человек смог резать свинью... Подобная карикатура может быть воспринята только как издевательство над народами Кавказа... У мужчин – не только кавказцев – есть уважение к холодному оружию. А поганить шашку о свинью, тем более мусульманину...

Трудно объяснять элементарные нелепости. А нелепостей в «Уставе ОПКБ» предостаточно. Но Игорь Пыхалов и его благожелательные читатели явных глупостей не замечают. (Ведь имеется почти академическая ссылка: ГАРФ. Ф.Р.-9478. Оп.1. Д.55. Л.187-188.) Но если действительно в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФе) есть такой документ, нужно задуматься, для чего он создан. Для простой фальшивки, изготовленной с целью «обмануть общественность», уж слишком примитивно. Возможно, неведомый нам автор, просто глумился над своими жертвами. Но не исключено, что автор, вынужденный сочинять «Устав ОПКБ», надеялся, что когда-нибудь его прочтут адекватные люди и поймут, что это неправда. С уверенностью можно сказать только то, что этот «документ» не подтверждает создание Хасаном Исраиловым серьезной подпольной организации...

Кроме карикатурного «орла на гербе ОПКБ» в книжке Пыхалова есть еще один «орел». Он красуется на фотографии гитлеровского пропагандистского плаката «Кавказ будет свободным!». Плакат, как плакат...

В годы войны немцы выпускали множество подобных плакатов и листовок для оккупированных территорий с надписями на разных языках. Но Пыхалов об этом не упоминает. Он просто подсунул это фото, как дополнительный компромат на чеченцев и ингушей. Большинство пыхаловских читателей скорее всего не станут задумываться о том, что вайнахи этот плакат не рисовали, не заказывали и не расклеивали. Печатая подобные плакаты и листовки, гитлеровцы стремились стравить русский народ с другими народами. Профессиональный сталинист Пыхалов фактически использует нацистский плакат в тех же целях...

Но довольно о Пыхалове. У таких, как он, бесполезно искать прямые ответы на какие-либо вопросы. О прочем умолчу. Нормальные читатели и сами всё поймут.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.