http://www.nana-journal.ru

Мы в соц.сетях

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН


Хранитель Печать Email

“Я - Ваджих Нусейбе, привратник и хранитель ключей храма Воскресения Христова.

Да, я мусульманин. И из очень древнего рода. Корни наши в Медине. Оттуда, из Аравии, мы перебрались в Иерусалим еще в VII веке.

В 638 году халиф Омар ибн аль-Хаттаб, владыка огромной мусульманской империи, взял Иерусалим после двухлетней осады. Патриарх Сафроний передал тогда ему ключи от города и в придачу – ключ от главной церковной обители христиан. Халиф вручил его моим предкам. С тех пор представители нашей семьи и служат стражами дверей Храма.

Ровно в семь я в последний раз осматриваю церковь. Двери запираю снаружи на этот самый огромный ключ. И потом еще навешиваю тяжеленный засов. На праздники забот прибавляется, особенно на Пасху. Так что я постоянно держу руку “на пульсе”…

Еще я опечатываю каменную плиту Гроба Христа. Собственноручно! Перед тем, как иерусалимский Патриарх приступит к молебну о ниспослании Благодатного Огня…”

Андрей Поляков

 

Он живет в Иерусалиме на улице Ирода по соседству с Яффскими воротами и закусочной “У царя Соломона”. Это всего в двух шагах от Старого города. Здесь каждый день в 4 часа утра на протяжении многих веков распахивает свои древние врата Храм Христова Воскресения, чтобы тысячи христианских пилигримов со всего Света могли преклонить колени перед одной из главных Христианских Святынь. И изо дня в день мусульманин Ваджих Нусейбе вставляет в замочную скважину полуметровый ключ весом в полтора килограмма, который его древний род передает из поколения в поколение на протяжении 1373 лет.

К своему делу привратник и ключарь самого известного христианского храма относится более чем ответственно. Трижды в неделю Ваджих прочищает замки и приводит в порядок каждое колесико в механизмах, чтобы они работали безо всяких проблем. Это удается привратнику легко, так как по образованию он инженер-электронщик и лет пятнадцать успел отработать по специальности.

Впервые в Храм Ваджих попал еще мальчишкой. Сюда он приходил вместе с дедом Хусейном и отцом Якубом, которые также были потомственными привратниками и хранителями ключей храма. Дед, несмотря на свой преклонный возраст, не оставлял свое служение ни на день, словно показывая своим сыну и внуку как нужно относиться к делу. А маленький Ваджих часами выстаивал христианские службы, вбирая в свои легкие запах ладана, но оставался при этом приверженцем своей веры.

“Мы, правоверные мусульмане, всегда считали, что основные религии – ислам и христианство – происходят от Единого Бога, от Аллаха. Мы всегда шли рядом бок о бок в нашей истории. А если эти религии сосуществуют мирно, то благословение будет для всех. Коран учит нас тому, что Бог – один. Мы говорим, что Солнце – одно, Земля – одна, народ Земли тоже един. И поэтому в единении нам и надо искать возможность для нашего мирного сосуществования.

Чтобы знание о единстве Бога было завершенным, каждый верующий должен изучить три важных святых писания – Тору, Евангелие и Коран. А эти святые писания исходят от Единого Бога.

Коран признает Иисуса как пророка, а упоминание о его матери Мариам встречается в мусульманском святом писании 40 раз. Таким образом, ислам подчеркивает свое отношение к Иисусу и Марии”.

Ваджих – мусульманин из очень древнего рода, корни которого находятся в Медине. Оттуда, из Аравии, его предки перебрались в Иерусалим еще в VII веке. С того времени имя Нусейбе упоминается в исторических хрониках. Этот род одним из первых принял ислам, а пророка Мухаммеда признал еще в те времена, когда он бежал от неверных. Предки Ваджиха воевали за Мухаммеда и защищали его. И в летописи ислама навечно осталось имя одной легендарной женщины. Звали ее Умма-Омара аль-Маазиния аль-Хузраджия мин Банни-Амир аль-Ансария. От нее и ведет свой отсчет род Нусейбе.

“Это произошло в 638 году. Православный патриарх Сафроний обратился к Омару ибн-Хаттабу, второму после смерти Мухаммеда халифу, с просьбой назначить хранителем ключей Храма Воскресения Христа мусульманина. Первым ключарем стал мой далекий предок. Это случилось так. Мои родовые корни уходят к семье, которая проживала на территории Хеджаза Саудовской Аравии в Мекке. Мои предки спасли жизнь пророку Мухаммеду, когда он в 622 году бежал из Мекки в Медину. Многие мусульманские книги рассказывают о моей семье. Они повествуют о сподвижниках пророка Мухаммеда, которые проповедовали веру в единого Бога. Одной из них была Умма-Омара Аль-Ансария. Ансария означает принадлежность к сподвижникам Муххамеда. В то время, когда большинство народа были язычниками, эта женщина вместе со своими детьми уверовала в единого Аллаха. Однажды она направила одного из своих детей в другой город к человеку, который объявил себя пророком. Мальчик предстал перед ним и, усомнившись в истинности его слов, прямо бросил ему: “Ты лжец!”. Ребенка зарубили. Другой ее сын после смерти брата отправился в Иерусалим, находившийся во власти Омара ибн-Хаттаба, который пришел на эти земли по призыву патриарха Сафрония. Поскольку сын Уммы-Омара стал одним из ближайших сподвижников Омара ибн-Хаттаба, он получил в знак благодарности должность хранителя ключей. С тех пор ключи из рода в род переходят по наследству”.

После того, как Омар ибн-Хаттаб, владыка огромной мусульманской империи, взял Иерусалим после двухлетней осады, патриарх Сафроний пригласил халифа и всю его свиту в Храм Христова Воскресения. И показал самые сокровенные христианские святыни: Камень Помазания и Голгофу. В честь гостей отслужили молебен. Патриарх Сафроний и халифу предложил помолиться. Но тот отказался. Вышел из храма – и поднял камень, прямо из груды камней поблизости. Подбросил его вверх. И там, где лег камень, немного южнее, возвели деревянную мечеть Омара. А православный владыка передал тогда нежданному гостю ключи от города. И в придачу – ключ от главной церковной обители христиан.

“В 1099 году, как известно, была война между латинянами-католиками и православными христианами за  право владения Храмом. Это был так называемый крестовый поход. Храм до прихода католиков-рыцарей находился в руках православных. Рыцари-католики захватили все мусульманские и православные святыни. Уничтожили всех иудеев в Иерусалиме. Тогда они убили 35 тысяч человек, находившихся в стенах града Иерусалима. В тот момент, когда крестоносцы вошли в город, произошло очень интересное событие. Сразу после кровавой бойни, в которой они изрубили православных, мусульман и иудеев, будучи по локоть в крови, завоеватели вошли в Храм и, как ни в чем не бывало, стали усердно молиться. В тот момент с ними находились один из православных митрополитов и сорок православных священников, которых затем изгнали из Иерусалима и отправили в Хайфу. Священникам пришлось долго скрываться в пещере. Они вели только ночной образ жизни. И после того, как им удалось построить лодку, православные направились на Кипр.

Однако счастье было не на их стороне. Лодка перевернулась, и священники стали жертвами рыб.

Спустя 88 лет после того, как рыцари-крестоносцы захватили Иерусалим, в 1187 год, Святой Город перешел под управление Салахеддина Аюби, египетского правителя. Тогда в качестве условий он, как мусульманский военачальник, приказал, чтобы все православные вернулись на свои святые земли и продолжали обладать ими. С тех пор все христианские святыни – Храм Воскресения Христа, Часовня, Голгофа, Храм Рождества Христова в Вифлееме, как и прежде, находятся в руках и под контролем православной общины и православного духовенства. А ключ от Храма, по традиции, находится в руках мусульманина. У многих возникает вопрос, почему так происходит?

Саллахеддин был очень мудрым человеком. Как известно, католики и рыцари-крестоносцы хотели захватить все святые места христиан и передать их под контроль Ватикана, чтобы стать выше восточных православных христиан и подчинить их воле латинской или римской католической церкви. Не случайно, что в последующие периоды, когда Иерусалим находился в руках султанов Османской империи, православный патриарх всегда находился под охраной мусульман. Когда он шел по улицам, по бокам его и впереди него находились мусульманские стражники – кавасы. Так что дружба между мусульманами и христианами продолжается уже десяток веков. И от состояния этого взаимопонимания очень многое зависит в современном мире”.

И сегодня хранитель ключей исполняет роль негласного третейского судьи. В моменты, когда между христианами возникают споры, Ваджих, преисполненный чувства сохранения мира в Храме, берет на себя миссию миротворца. Успокоившись, лидеры основных христианских конфессий вновь начинают жить по древним правилам. Наивысшее напряжение происходит на Пасху. В такие дни главное, чтобы у входа в Храм не возникло давки. Но еще более ответственная задача – опечатать каменную плиту Гроба Христа перед тем, как иерусалимский патриарх приступит к молебну о ниспослании Благодатного Огня. И в момент его возгорания перед тысячами верующих предстает истинный свидетель христианского Чуда – мусульманин Ваджих Нусейбе.

“Раньше, чтобы попасть в Храм, даже первым лицам государств приходилось стоять в длинных очередях, – рассказывает Ваджих Нусейбе. – Порой они проводили в ожидании и час, и два. Но это было в прошлом. Сегодня из-за сложной политической ситуации паломников стало меньше, и мы, коренные жители этой святой земли, ждем, когда восстановится мир и очереди опять возобновятся. Для сравнения – в 2000 году, когда Храм посещал Папа Иоанн Павел Второй, паломникам требовалось несколько часов, чтобы попасть внутрь. А сегодня,

чтобы посетить это святое место, требуется всего несколько секунд, никаких очередей сейчас нет”. Из клана Нусейбе также вышло много крупных деятелей. В основном это иорданцы. В этой стране очень часто можно встретить министров, послов и крупных руководителей с фамилией Нусейбе.

“По приглашению русских друзей я привез в Москву копии фирманов – особых указов султанов. В этих фирманах говорится о личном назначении султаном на все должности в святом городе, а также о больших земельных угодьях, которые были дарованы султаном местным общинам арабов, проживающим на территориях нынешнего Израиля. Речь идет о сорока тысячах гектарах. Этими землями управляло правительство транс-Иордании и Иордании до того, как восточный Иерусалим был оккупирован Израилем. И Иордания давала нам возможность распоряжаться этими территориями по нашему усмотрению. И поскольку все земли находились лишь фактически в юрисдикции Иордании, также фактически мы осуществляем свое служение у Храма на бесплатной основе”. До 1967 года Нусейбе служили градоначальниками Иерусалима. Это тоже родственники Ваджиха. С тех пор много воды утекло из Иордана, и постепенно полноводные реки христианских паломников все больше напоминают пересыхающие ручейки... “Для сравнения. В Мекку в Саудовскую Аравию отправляются миллионы мусульман-паломников, которые свободно могут посещать мусульманские святые места.

А главную христианскую святыню посещают 20 тысяч паломников в год. Это очень мало. И я молю Бога, чтобы вновь настало время, когда паломников опять станет много.

Интересно, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, на фоне уменьшения паломников со всего мира, число пилигримов из России, приверженцев Русской Православной Церкви увеличивается. Также обстоит дело и с представителями других христианских конфессий из России.

В этой связи мы очень счастливы, потому что вера в Бога, вера в Аллаха вселяет и в нас радость. Мы благодарим

Аллаха, что великий русский народ возвращается к своей вере. И мы с Божьей помощью желаем вам благословения и помощи Бога во всех ваших делах”.

Правда.Ру

 

Храм Воскресения Христова Ναός της Αναστάσεως

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня (араб. كنيسة القيامة‎‎, греч. Ναός της Αναστάσεως, лат. Sanctum Sepulchrum ), стоит на том месте, где, согласно церковной традиции, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившегося тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города императором Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями раннехристианских авторов и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века). http//ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

Благодатный огонь или Святой Свет (греч. Άγιο Φως) – огонь, выносимый из Гроба на специальном богослужении, совершающемся в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. Многие православные верят в чудесное происхождение Благодатного огня. Существующие в настоящее время письменные источники, датированные самое раннее IX веком, содержат записи очевидцев, свидетельствующие о том, что Святой Свет появлялся во Гробе чудесным образом. Однако большинство современных представителей Иерусалимского патриархата называют “Благодатный Огонь” “церемонией освящения Огня (Света)”. Способы зажжения и выноса Святого Света, порядок проведения и состав участников богослужения были различными в разные исторические периоды. В настоящее время церемония совместно проводится Иерусалимской православной церковью и Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви, в ней также принимают участие Коптская и Сирийская православные церкви. Служба транслируется в прямом эфире в Греции, на Украине, в России, Армении, Грузии, на Кипре, в Ливане и других православных странах, а также в Египте. Кроме того, в Россию, Грецию, Украину, Сербию, Грузию, Молдавию и Болгарию. Благодатный огонь доставляется каждый год специальными авиарейсами и встречается с почётом государственными и церковными лидерами.  http//ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

©НАНА: литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт журнала «Нана» обязательна.